Борьба с наркоманией и токсикоманией детей и подростков в 20-30-е годы. Что изменилось?..

С особой остротой вопрос о детях-наркоманах встал в первые годы Советской власти, когда число несовершеннолетних, принимавших наркотики, достигало 10 % от всей массы беспризорных детей и подростков’. На 4-й сессии ВЦП К VIII созыва, состоявшейся в 1921 г., число беспризорных детей, срочно нуждавшихся в помощи, определялось как 7,5 млн…

 

 

Профилактика и преодоление наркомании и токсикомании детей и подростков – сложная социальная проблема, включающая в себя медицинский, педагогический, психологический и юридический аспекты.
Современная ситуация в этом отношении в стране не может не настораживать медиков, педагогов, работников правоохранительных органов, всю советскую общественность.
В этой связи представляет интерес опыт борьбы с наркоманией детей и подростков в 20-е годы, когда число несовершеннолетних, употреблявших кокаин, морфий, гашиш и другие виды наркотических препаратов, исчислялось десятками и сотнями тысяч.

Проблема детской наркомании впервые приобрела актуальность к концу первой мировой войны. Дети, лишившиеся отца, а подчас и матери, покидали свой дом, скитаясь по стране. Беспризорность и безнадзорность закономерно порождали детскую преступность, проституцию, алкоголизм, наркоманию.

С особой остротой вопрос о детях-наркоманах встал в первые годы Советской власти, когда число несовершеннолетних, принимавших наркотики, достигало 10 % от всей массы беспризорных детей и подростков’. На 4-й сессии ВЦП К VIII созыва, состоявшейся в 1921 г., число беспризорных детей, срочно нуждавшихся в помощи, определялось как 7,5 млн.

Перед Советской республикой встала труднейшая государственная задача – в максимально сжатые сроки ликвидировать детскую беспризорность и порожденные ею негативные социальные явления, к числу которых в первую очередь относилась наркомания среди несовершеннолетних.

Положение усугублялось из-за отсутствия специальной литературы и опыта борьбы с наркоманией, ее предупреждения и лечения у взрослых и детей.

Несмотря на это, решение проблемы требовало безотлагательных и интенсивных усилий по спасению от моральной деградации и физической гибели сотен тысяч детей.

Поскольку распространение наркомании среди детей являлось следствием их беспризорности и безнадзорности, необходимо было прежде всего оказать им материальную помощь, предоставить кров, накормить, снабдить одеждой, а также организовать сеть учебно-воспитательных учреждений с достаточной материальной базой и квалифицированным персоналом, где бы воспитанники на основе строгой дисциплины, самодеятельности и творческой инициативы сочетали учебу с общественно полезным трудом.

Большинство беспризорных попадали в детские дома, трудовые коммуны, колонии, общеобразовательные школы. Для подростков, страдавших тяжелыми формами психических недугов, Наркоматом здравоохранения были организованы специальные учреждения медико-педагогического характера – психоневрологические школы-санатории. В 1927 г. 11 учреждений подобного характера имелось в Ленинграде, Воронеже, Казани, Саратове и некоторых других городах.

В школах-санаториях не только оказывалась медицинская помощь и проводилось специальное лечение, но и велось обучение детей по программам школ I ступени; имелись столярные и переплетные мастерские, огороды, сады для занятий физическим трудом.
Регулярно проводились культурно-массовые мероприятия, идейно-политическая работа.
В большинстве случаев дети, страдавшие тяжелой формой наркомании, после лечения возвращались в массовую общеобразовательную школу, становились полноправными строителями нового общества.
Создание дифференцированной сети воспитательных учреждений для беспризорных детей позволило сосредоточить большинство детей-наркоманов в специальных заведениях, тем самым значительно облегчив задачу их лечения, обучения и осуществления научных наблюдений.

Огромную роль в борьбе с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией детей и подростков сыграла деятельность организаций и учреждений, возникших в 20-е годы под непосредственным руководством Наркомздрава.

В Москве в начале 20-х годов открылась Наркосекция, которая силами своих работников, а также с помощью студентов и преподавателей Московского педагогического института детской дефективности проводила исследование основных причин, условий, факторов, толкающих детей к употреблению наркотиков, изучала психологические особенности личности детей-наркоманов, механизм воздействия наркотических веществ, криминогенный и клинический аспекты данной проблемы.

В 1925 г. было открыто детское клиническое отделение наркодиспансера для беспризорных детей-наркоманов, работа которого носила в основном практический характер и заключалась в углубленном медицинском обследовании данного контингента с целью дальнейшего эффективного их лечения и воспитания в соответствующих детских учреждениях. С целью подготовки квалифицированных специалистов по проблемам наркологии с середины 20-х годов были открыты курсы усовершенствования и подготовки работников в этой области.

Московское наркологическое общество и Наркосекция Мосздравотдела в январе-марте 1927 г. организовали специальные курсы по наркологии, имевшие целью расширить и углубить знания врачей, работающих в области наркологии в смежных областях.

Лекции на курсах читали известные врачи-наркологи. психиатры, педиатры (А. С. Шоломович, Ф. Забугин и др.). Практические занятия со слушателями велись в наркодиспансерах, психиатрических больницах, нервно-психиатрическом диспансере и в других учреждениях. Особое внимание уделялось проблеме детской наркомании, ее изучению, лечению и предупреждению. Примечателен тот факт, что участие в курсах принимали не только врачи, но и педагоги.

Вопросами профилактики, преодоления и лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании в 20-е годы занимались представители разных наук: медицины, психологии, педагогики, юриспруденции.

Предметом исследования ученых стали этиология данного социального явления, его диагностика, понятийно-терминологический аппарат, выяснение доминантных причин и условий, способствовавших распространению наркомании среди несовершеннолетних, психофизические и интеллектуальные особенности личности ребенка-наркомана, механизм воздействия наркотических и токсических веществ на организм, социально-медицинские последствия наркомании, разработка эффективной системы профилактики и т, д.

Большинство исследователей совершенно справедливо считали, что распространение различных видов наркомании среди молодежи прежде всего обусловлено социально-экономическими, социально-психологическими причинами: детской беспризорностью, отсутствием целенаправленного и систематического воспитания со стороны школы и семьи, воздействием отрицательной микросоциальной среды.

К числу основных факторов, способствовавших формированию соответствующих наклонностей и привычек, многие авторы относили следующие: влияние товарищей, а иногда и взрослого асоциального элемента, любопытство, подражание, стремление “забыться”, отвлечься от трудной, исполненной постоянных тревог и забот беспризорной жизни.

“Основным моментом ознакомления с наркотиком,- писал врач В.Г. Дубрович,- является у ребят влияние товарищей – прямое предложение со стороны более опытных товарищей по воровской “шайке”, а иногда и взрослого, эксплуатирующего ребят…”.

Характерным было стремление исследователей к комплексному изучению психологических, клинических, педагогических, правовых сторон данного явления.

Подчеркивая, что средством к добыванию наркотиков чаще всего являлось воровство, они пришли к закономерному выводу о тесной связи между правонарушениями и наркоманией.

Причем одни исследователи (Р. М. Зиман, Д. Футер) считали длительную наркотизацию ведущим детерминантом антиобщественного поведения подростков, другие (А. М. Рапопорт) полагали, что криминальное значение употребления наркотиков заключалось главным образом в общем психофизическом и социальном деградировании личности и лишь изредка преступления вызывались непосредственной потребностью в наркотике.

В литературе 20-х годов, посвященной вопросам наркомании и токсикомании детей и подростков, особо важная роль отводилась изучению психической, физической и интеллектуальной особенностей личности ребенка-наркомана.

Исследователи понимали, что без этого невозможно эффективно бороться и предупреждать наркоманию, токсикоманию, алкоголизм.

Проведенные в 20-е годы клинические и психологические исследования подростков-наркоманов позволили в общем виде представить картину тех изменений в личности и во всех областях ее жизнедеятельности, которая происходит под воздействием регулярного употребления наркотических веществ.

Авторы отмечали резко выраженную лабильность их поведения, сильную раздражительность, граничащую с импульсивностью, а порой переходящую в агрессивность.
Дети-наркоманы по своему психологическому тонусу были расхлябанными, неспособными к длительному волевому усилию над собой, не могли более или менее долго фиксировать свое внимание на чем-либо, заниматься каким-либо одним, ранее любимым, предметом. Их интересы бедны и ограничены удовлетворением влечений из области низших эмоций.

Отдельные исследователи подчеркивали, что ранняя наркотизация нарушает процесс гармоничного развития личности, отрицательно сказывается на физическом, психическом и интеллектуальном здоровье подростка.
Так, у подростков-наркоманов значительно замедлялся темп умственных операций.
Для них были характерны отсутствие или размытость нравственных ограничителей и моральных норм, бедность эмоций, повышенная внушаемость, отсутствие творческих способностей, потребительская психология, общая эгоцентрическая ориентация.
Как показали исследователи, наркотики оказывали неблагоприятное воздействие и на половую сферу подростков, понижая потенции, плодовитость, а иногда вызывая непомерное усиление полового чувства, что нередко проявлялось в половой распущенности. Об этом говорили юрист А. М. Рапопорт и врач Л.М. Василевский.

Большой заслугой исследователей явилось доказательство ими специфических свойств патологического воздействия хронической интоксикации на неокрепший организм подростка.

Они обнаружили у несовершеннолетних в отличие от взрослых наркоманов более быстрый темп нарастания зависимости от наркотика, наступление эйфории от небольших доз, тяжелое протекание процесса абстиненции, повышенную толерантность. Все эти явления происходили “параллельно с социально-психологической декомпенсацией и аморализацией подростка”.

Итак, уже в период становления наркологии в условиях Советской власти была разработана и осуществлена целая система организационных, правовых, медицинских, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение наркомании и токсикомании детей и подростков.

Важнейшим средством борьбы с этим социальным злом объявлялись раннее выявление и профилактика.

Первый этап профилактики, по мнению некоторых исследователей (В. Г. Дубрович, Д. Футер), заключался в оперативном выявлении подростков-наркоманов и диагностике степени их наркотизации.

Прогноз в свою очередь определялся психофизическими особенностями личности пациента, длительностью интоксикации и “уличного стажа”, характером семейно-бытовых условий и микросоциальной среды.

Наряду с общими мерами борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, улучшением условий быта и воспитания предлагалось осуществлять комплекс специфических мероприятий и, прежде всего, организовывать специальные лечебно-воспитательные учреждения с длительным сроком лечения и воспитания, о которых мы говорили выше.
Их основной задачей являлось выявление и лечение детей-наркоманов.

В целях предупреждения рецидива заболевания медицинским и педагогическим работникам предлагалось установление наблюдения да выписавшимися из наркодиспансера подростками, изолирование их от асоциальных влияний, вовлечение их в общественно полезную деятельность – учебную, производственную, культурно-массовую и т.п.

Работа по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних в 20-е годы охватила широкие массы советской общественности.

Врачи, педагоги, юристы призывали к необходимости развернуть энергичную и действенную борьбу с употреблением наркотиков детьми, настаивали на издании соответствующей популярной и научной литературы, запрещении продажи спиртных напитков несовершеннолетним.
В целях предупреждения наркомании среди детей и подростков в школьные программы было введено преподавание основ антиалкогольного воспитания, велась широкая санитарно-просветительная работа среди родителей по оздоровлению семейно-бытовых отношений, в нее вовлекались учащиеся, педагоги, медики.
Пионеры и комсомольцы, женские, спортивные, профсоюзные и другие общественные организации помогали в выявлении детей-наркоманов, вели усиленную пропаганду здорового образа жизни в рабочих коллективах, учебных заведениях, среди широких слоев населения.

Таким образом, в 20-е годы были разработаны теоретические основы и накоплен определенный практический опыт в области борьбы с наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом детей и подростков и предупреждения этих социальных явлений.

Несомненно, он имеет большое значение для проведения эффективной комплексной и координированной работы теперь, когда вопрос профилактики различного рода наркомании среди молодежи является острым и актуальным.

 

Владимирский государственный педагогический институт им. П. И. Лебедева-Полянского
Источник: Советское здравоохранение, 1989, N 5, с.67-70

http://www.kcn.ru/school/nodrugs/info/narkhist20s.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *