Каждую неделю в мире появляется новое психоактивное вещество, российско-украинская война привела к изменению маршрутов доставки афганского героина в Европу, на фоне роста объемов производимых наркотиков наркорынки даркнета пришли в упадок: такие выводы содержатся в докладах, которые в июне этого года опубликовали крупнейшие международные агентства – Европейский центр мониторинга наркотиков и наркозависимости и Управление ООН по наркотикам и преступности. Подробности – в материале.
14 июня 2022 года в Лиссабоне состоялась пресс-конференция, посвящённая выходу нового Европейского доклада о наркотиках , который ежегодно публикует Европейский центр мониторинга наркотиков и наркозависимости (EMCDDA).
Оценивая ситуацию на европейском наркорынке в целом, глава EMCDDA Алекс Гусдил констатировал:
«Содержание нашего ежегодного отчёта можно суммировать в трёх словах: «Все, Всё, Везде». Никогда в прошлом не были настолько легко доступны «традиционные» наркотики, давно известные потребителям. При этом, продолжают появляться новые мощные вещества. Сегодня практически любое вещество с психоактивными свойствами можно назвать наркотиком, поскольку граница между легальными и нелегальными субстанциями размывается. И пострадать – прямо или косвенно – может каждый, потому что проблема наркозависимости усугубляет большинство других серьёзных проблем в области здравоохранения и социальной жизни».
Основные положения ежегодного Европейского доклада о наркотиках
Продолжают появляться НПВ (новые психоактивные вещества) – прежде всего, катиноны. Новая субстанция появляется еженедельно.
В 2021 году Система раннего обнаружения ЕС (EWS) выявила 52 НПВ, и общее число веществ, которые отслеживает Европейский центр мониторинга наркотиков и наркозависимости, достигло 880. В 2021 году в поле зрения центра попали 6 новых синтетических опиоидов, 6 новых синтетических катинонов и 15 новых синтетических каннабиноидов.
В 2020 году в Европе (в 27 странах ЕС, Норвегии и Турции) были изъяты рекордные объёмы НПВ – всего 6,9 тонны. Большая половина (65%) конфискованного материала представляла собой синтетические катиноны, которые часто продавались под видом хорошо известных кокаина и MDMA. Интересно, что раньше главным поставщиком синтетических катинонов был Китай, однако власти этой страны сумели ограничить производство, и большая часть синтетических катинонов, ввезённых в Европу в 2020 году, имела индийское происхождение.
В конце 2021 года EMCDDA отслеживал 162 синтетических катинона и 224 синтетических каннабиноида. В 2021 году Комиссия Европейского союза оценила риски двух популярных синтетических катинонов 3-MMC и 3-CMC (структурных аналогов популярного мефедрона) и предложила установить меры контроля над ними на территории ЕС.
Растёт разнообразие продуктов каннабиса: ассортимент включает экстракты и продукты (с высоким содержанием ТГК), а также препараты с высоким содержанием КБД и низким – ТГК. Европейская политика в отношении каннабиса меняется: наряду с контролем нелегального каннабиса теперь она включает регулирование медицинского каннабиса.
В 2020 году среднее содержание ТГК в смоле каннабиса составляло 21% – в два раза больше, чем в соцветиях (11%). Таким образом, тренд развернулся в обратную сторону – если раньше «шишки» были мощнее, то теперь по уровню ТГК лидирует гашиш.
Производители гашиша (в основном, они находятся за пределами ЕС) дали достойный ответ конкурентам – производителям «шишек» на территории ЕС. Авторы доклада отмечают, что нелегальный каннабис всё чаще сдабривают добавками в виде синтетических каннабиноидов.
В 2020 году было выявлено 350 с лишним лабораторий, включая крупные, по производству кокаина, метамфетамина и катинонов. Кокаин остаётся легкодоступным наркотиком. В 2020 году в странах ЕС было изъято 213 тонн кокаина – это исторический рекорд.
Кроме того, растут масштабы потребления крэка. Как правило, его курят, но крэк также можно употреблять инъекционно – в такой форме он особенно опасен, поскольку приводит к распространению инфекционных заболеваний и росту числа преступлений. В 2020 году число потребителей крэка, которые пытались вылечиться от зависимости, достигло 7 тыс – в три раза больше, чем в 2016 году.
Амфетамин также легко доступен в Европе. В 2020 году в странах ЕС было изъято рекордное количество этого вещества – 21,2 тонны. Правоохранители выявили 78 амфетаминовых лабораторий.
Наркорынки даркнета переживают упадок. Сказываются разные факторы: усилия правоохранителей, проблемы с логистикой, мошенничество. К концу 2021 году доходы наркорынков даркнета упали ниже уровня в 30 тыс евро в день, тогда как в 2020 году ежедневно прибыль составляла 1 млн евро. Потребители стали считать социальные сети и мессенджеры более безопасными и удобными источниками поставок.
Российско-украинская война
Российско-украинская война уже повлияла на один из маршрутов трафика героина из Афганистана, который проходил по территории Украины и соседних стран.
Война может негативно сказаться на украинцах, проходящих лечение от наркозависимости на территории самой Украины, а также на тех, кто покидает Украину и нуждается в поддержке и помощи на территории соседних стран.
Не стоит забывать, что в период пика эпидемии COVID и после него уже наблюдался экономический кризис, но мы увидели лишь его начало. Война в Украине усугубляет этот кризис, который, в любом случае, негативно повлияет на представителей уязвимых групп. Мы должны отвечать на все эти вызовы, сочетая разные подходы и стратегии.
Уже с началом эпидемии COVID мы начали готовиться. Сейчас мы оцениваем последствия войны в Украине, с которыми столкнутся граничащие с ней страны в самом ближайшем будущем, и готовы принимать необходимые меры.
Заключения специалистов EMCDDA подтверждают их коллеги из UNODC – Управления ООН по наркотикам и преступности. 27 июня 2022 г. управление опубликовало ежегодный Всемирный доклад о наркотиках .
По оценкам экспертов ООН, история войн на Ближнем Востоке и ЮВА свидетельствует, что зоны конфликтов становятся эпицентрами синтеза запрещённых веществ. Когда горячие точки соседствуют с крупными рынками, объём производимых наркотиков увеличивается.
По данным UNODC, число выявленных подпольных лабораторий в Украине выросло от 17 в 2019 году до 79 в 2020 году. 67 из них производили амфетамин – таким образом Украина стала мировым рекордсменом по этому показателю.
Авторы доклада полагают, что масштабы производства синтетических наркотиков в Украине будут возрастать по мере продолжения войны. В интервью Агентству Франс Пресс сотрудница UNODC А. Ме пояснила: «В зоне конфликта невозможен полицейский надзор за производством наркотиков».
Мы уже наблюдаем, как растут масштабы нарко-контрабанды и трансграничной преступности на границах Турции и Болгарии, а также Турции и Греции. Помимо роста объёма производимых наркотиков, война приводит к изменению маршрутов их контрабанды, полагают авторы доклада.
Глава UNODC Гада Вали отмечает: «Масштабы производства и конфискации многих нелегальных веществ достигают рекордных уровней. В то же время, непонимание истинных масштабов проблемы лишают людей заботы и лечения и подталкивает молодёжь к рискованному поведению.
Мы должны изыскать ресурсы, которые позволят нам уделить внимание каждому аспекту проблемы наркопотребления. Необходимо обеспечить эффективной, основанной на научных данных, заботой всех, кто в этом нуждается. Также необходимо дальнейшее изучение связи наркопотребления с военными конфликтами и деградацией окружающей среды».
Основные положения ежегодного Всемирного доклада о наркотиках
Наркопотребители
В 2020 году число наркопотребителей в возрасте от 15 до 64 лет составило приблизительно 284 млн человек: за десять лет оно выросло на 26%.
11,2 млн человек употребляли наркотики инъекционно; примерно половина из них страдала гепатитом С, 1,4 млн – ВИЧ и 1,2 млн – ВИЧ и гепатитом.
В Африке и в Латинской Америке большинство потребителей наркотиков, которые проходят курс лечения –люди моложе 35 лет.
Каннабис: негативные последствия легализации
В Северной Америке легализация каннабиса – особенно новых мощных продуктов с высоким содержанием ТГК – привела к росту потребления, в первую очередь, среди молодых людей.
Наряду с увеличением доходов от сбора налогов легализация каннабиса вызвала рост числа людей, страдающих психическими заболеваниями, госпитализаций и самоубийств. При этом, людей стали реже арестовывать за хранение каннабиса.
Кокаин
В 2020 году мировое производство кокаина увеличилось на 11% по сравнению с предыдущим годом – до 1982 тонн. Несмотря на пандемию COVID-19, объём конфискованного кокаина вырос до рекордного уровня в 1424 тонны.
Почти 90% кокаина, изъятого в 2021 году, было перевезено по суше и/или морю. Кокаин поступал в регионы за пределами «традиционных» рынков Северной Америки и Европы.
Метамфетамин
Трафик метамфетамина продолжил расширяться географически: с 2016 по 2020 год вещество изымалось в 117 странах. За десять лет, с 2010 по 2020 год, объём конфискованного метамфетамина вырос в пять раз – авторы доклада называют эту цифру «приводящей в изумление».
Опиум
Хотя в 2020-2021 годах площадь плантаций опиумного мака сократилась на 16% до 246 800 гектаров, рост производства опиума в Афганистане привёл к увеличению глобального производства опиума на 7% до 7930 гектаров.
Ущерб для окружающей среды
Углеродный след от тепличного выращивания каннабиса в 16-100 больше аналогичного следа от культивирования каннабиса под открытым небом, что объясняется интенсивным энергопотреблением тепличного выращивания. Углеродный след лабораторного производства кокаина в 30 раз больше углеродного следа выращивания какао бобов.
Другие негативные последствия для природы:
Широкомасштабное уничтожение лесов из-за культивирования коки.
Сбросы отходов производства синтетических наркотиков. Объём отходов в 5-30 раз превосходит объём конечных продуктов.
Сбросы других отходов, которые непосредственно воздействуют на почву, воду и воздух. Живые организмы, животные и вся пищевая цепь страдают от этих отходов косвенно.
Проблемы наркозависимых женщин
Хотя в мировых масштабах женщины остаются меньшинством среди наркопотребителей, по сравнению с мужчинами их норма потребления вещества растёт гораздо быстрее, а доступ к лечению ограничен.
Приблизительно 45% – 49% амфетаминов, опиоидов, стимуляторов, седативных средств и транквилизаторов употребляют женщины.
Хотя каждый второй потребитель амфетаминов – женщина, только один из пяти пациентов, проходящих курс лечения от амфетаминовой зависимости – женского пола.
Женщины активно учавствуют в глобальной экономике кокаина – от выращивания коки до перевозки небольших количеств кокаина и продажи мелких доз потребителям.
Главные нарко-тренды
Большинство пациентов реабилитационных центров в странах Африки и Южной и Центральной Америки лечатся преимущественно от последствий злоупотребления продуктами каннабиса, тогда как пациенты в восточной и юго-восточной Европе и в центральной Азии чаще всего страдают зависимостью от опиатов.
В США и Канаде продолжает стремительно расти число смертей от передозировок. Главной причиной передозировок служит немедицинское использование фентанила. Он может быть фатальным даже в крошечных дозах. Обычно им разбавляют другие наркотики – например, уличный кокаин.
В 2021 году от передозировки наркотиками погибли 107 тыс человек (в 2020 году – 92 тыс человек).
перевод и адаптация Максим Катрич
А наркомания в Украине? Хотя, что тут писать. Как сказал один мудрый человек: “Главная проблема наркомании в Украине – это отсутствие наркотиков”. Бред? Я тоже так подумал сначала, но сейчас вынужден согласиться. У нас пока еще можно купить хороший план (натуральную коноплю), более-менее нормальный амфетамин и метамфитамин. Все! Остальное – химия (полная дрянь). Соли, семечки, мдм, таблетки… та 80% наркорынка – гадость,которую нормальный человек никогда не назовет наркотиком. Где славная “ширка”, где настоящий героин, куда пропали “варщики-колдуны” винта с получасовым приходом? Если бы в 90-е была такая ситуация с наркотиками, как сейчас, я бы никогда не стал наркозависимым. Пил бы водяру и курил план. Но самое страшное, что эта муйня нравится молодежи! Вот это страшно!