В Украине на здоровье украинца тратится в 20 раз меньше, чем во Франции

«Исцеление — это дело времени, но иногда это также дело возможности», — считал Гиппократ. С возможностями у нас, украинцев, не все так хорошо… Что представляет собой отечественная государственная медицина на сегодняшний день? Неумение или нежелание эффективно использовать ресурсы, в том числе средства государства. Устаревшее оборудование, ободранные помещения и медперсонал, работающий за мизерную зарплату. Зачастую, правда, лишь делающий вид, что работает: пока пациент не приплатит — и пальцем не пошевелит.

 

 

Такие показатели, как количество койко-мест в клиниках и количество медперсонала, с учетом численности населения, у нас — как в самых богатых странах. На 10 тыс. населения в нашей стране приходится 87 мест в больницах, для сравнения, во Франции — 72; у нас 31 врач и 87 человек сестринско-акушерского персонала, во Франции же — соответственно 37 и 81 (смотри также на графике слева). Однако средств на содержание всей этой здравоохранительной инфраструктуры нет. Во всяком случае, расходы на здравоохранение на душу населения у нас заметно ниже среднего показателя в мире: в нашей стране на человека тратится $210 в год, из которых $121 — госрасходы, во Франции — более $4,5 тыс., из которых почти $3,7 тыс. покрывает государство (на графике справа).

Что представляет собой отечественная государственная медицина на сегодняшний день? Неумение или нежелание эффективно использовать ресурсы, в том числе средства государства. Устаревшее оборудование, ободранные помещения и медперсонал, работающий за мизерную зарплату. Зачастую, правда, лишь делающий вид, что работает: пока пациент не приплатит — и пальцем не пошевелит.

Не верящие в отечественное здравоохранение и честность врачей люди не обращаются за профессиональной медицинской помощью. Население занимается самолечением, порой следуя советам аптекарей либо рекламным призывам. А что это значит? Люди тратят средства не на жизненно необходимые лекарственные средства, тогда как действительно опасные заболевания не выявляются вовремя. Не это ли одна из причин, наряду с низким качеством жизни, алкоголизмом и прочими нездоровыми пристрастиями, из-за которых средняя продолжительность жизни в нашей стране заметно короче, чем в странах Западной и Восточной Европы?

Судите сами, в Украине, по последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), средняя продолжительность жизни украинца составляет 68 лет. Те же показатели для Франции — 81, Швейцарии — 88 лет. Возьмем соседнюю Польшу — там люди живут в среднем 76 лет. В недавно присоединившихся к Евросоюзу Румынии и Болгарии — 73 года. Даже в соседней Молдове население живет примерно на год дольше, чем в Украине. Согласитесь, неутешительная статистика.

Мы — вторые в Европе по распространению мультирезистентной (крайне устойчивой к медикаментозному лечению) формы туберкулеза. У нас более 100 тыс. ВИЧ-инфицированных. И это только зарегистрированные случаи. Причем число регистрируемых случаев ВИЧ-инфекции из года в год растет: в 2000 году инфекция была выявлена у 6,2 тыс. человек, в 2009 году — у 20,7 тыс. Более 2,5 тыс. украинцев ежегодно умирают от СПИДа. Смертность от туберкулеза в последние годы снижается, но это все еще устрашающие цифры — 8 тыс. человек в год.

Помощь в борьбе с опасными болезнями оказывают благотворительные фонды. Но силами одних благотворителей всех проблем здравоохранения не решить.

Что-то нужно делать. Ситуация сама собой не улучшится. Возможно, следует поднять зарплату медперсоналу и при этом лишать лицензии на медицинскую практику за выписку рецепта с целью получения «вознаграждения» от фармацевтической компании, за вымогание денег у пациентов. Необходимо обучить главврачей принципам бизнес-администрирования. Вы скажете: медицина — это не бизнес. Но там также есть основные фонды, персонал, деньги на счетах, расходные материалы — все это надо уметь эффективно использовать.

Должны когда-то заработать стандарты, которые определяют, какие диагностические и лечебные процедуры необходимы при оказании медицинской помощи, какие лекарственные средства и в каких дозах следует при этом использовать. Пусть они будут не идеальными, но понятными. Тогда мы наконец узнаем, на какую помощь можем рассчитывать. В том, что систему здравоохранения в Украине надо реформировать, не сомневаются ни врачи, ни фармацевты.

Каким реформирование видит глава парламентского комитета по здравоохранению Татьяна Бахтеева, читайте в интервью.

 

 

Марина Моисеева

delo.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *