10-й раунд «позитивной» борьбы: кто выигрывает…

В конце декабря минувшего года украинские СМИ облетела новость о том, что Глобальный фонд (ГФ) по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией поддержал в полном объеме поданную от нашей страны заявку на 305 миллионов долларов на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИДа в Украине. Это оказался не только второй по величине в мире “позитивный” грант (первой страной 10-го раунда стала Кения), но и один из самых больших за всю историю финансирования ГФ. Главными реципиентами этих средств стали Международный альянс по ВИЧ/СПИД в Украине, Всеукраинская сеть ЛЖВ и Украинский государственный центр по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом. Впрочем, официальное уведомление о результатах рассмотрения заявки 10-го раунда, полученное лишь в январе, пришло не одно — вместе с ним последовал и ряд очень интересных вопросов.

Скажем сразу, что ответ на все возникшие к нашей заявке вопросы и уточнения нужно дать в ближайшие несколько недель. Между тем далеко не все адресованные нам вопросы так просты. “Есть вопросы, которые сформулированы открыто, а есть те, которые завуалированы, — говорит исполнительный директор Международного альянса по ВИЧ/СПИДу в Украине Андрей КЛЕПИКОВ. — Так, в письме говорится о том, что в нашу заявку закралась арифметическая ошибка, связанная с финансовыми обязательствами, взятыми на себя Украиной. Однако вопрос не в опечатке: согласно обязательствам Украины, указанным в заявке, в 2011 году из госбюджета на борьбу с ВИЧ/СПИДом должно быть выделено 289 миллионов гривен, а на самом деле будет только 199 млн. грн.

 

Поскольку государство уже на данном этапе не до конца выполняет взятые на себя обязательства, то у Глобального фонда появляются основания пересмотреть свои — Украине сейчас или на более поздних этапах могут уменьшить финансирование. Недостаток финансирования означает недовыполнение определенных компонентов программы. Например, программы антиретровирусной терапии сейчас охватывают не больше 25% потребностей в лечении ВИЧ-инфекции, СПИДа. Кроме того, в заявке 10-го раунда четко сказано о том, что набранные за средства ГФ клиенты программ заместительной поддерживающей терапии (ЗПТ) перейдут на госфинансирование, но в выделенном на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИДа бюджете напротив этого пункта сейчас стоит 0.

Все это может стать серьезной проблемой во время проведения дальнейших переговоров. Возможно, именно с этими вопросами связан и приезд в марте нынешнего года в Украину исполнительного директора Глобального фонда Мишеля Казачкина. Наверняка ГФ, готовясь дать такой колоссальный грант стране, хочет убедиться в том, что все взятые Украиной обязательства будут выполнены. Еще одним поводом для беспокойства является то, что в нынешнем году обязательства по госфинансированию Национальной программы по СПИДу будут выполнены только на 45%.

Нам надо также прояснить ситуацию с ценами. В частности, речь идет о том, что в заявке страны цены на некоторые антиретровирусные препараты заложены выше мировых. Поскольку в новом гранте, в отличие от нынешнего, основные закупки будет осуществлять государство, Глобальный фонд хочет прояснить эти моменты уже сейчас — до переговоров по бюджету. Кроме того, ГФ очень интересует вопрос межсекторального взаимодействия — между структурой по СПИДу, наркологической, дерматовенерологической и туберкулезной службами. В заявке эти четыре отдельных “королевства” очень красиво описаны, а их сервисы — прекрасно интегрированы, но в реальности все эти службы разобщены. Впрочем, межсекторальное взаимодействие — это даже не вопрос, а явный недостаток. Ведь клиент может иметь сразу три проблемы и получать услуги в трех совершенно разных местах. Понятно, что объединить эти структуры за ближайшие несколько недель не удастся, но гарантировать эффективный механизм взаимодействия со стороны руководства Минздрава — это, наверное, тот минимум, который требуется в ответе”.

Кстати, не стоит думать, что решение относительно заявки Украины было принято легко. Несмотря на то, что нам дали достаточно высокую категорию — вторую, во время заседания правления ГФ происходила довольно жесткая борьба за полное финансирование стран, получивших в 10-м раунде первую и вторую категории. Говорят, не последнюю роль в судьбе нашей заявки сыграл состоявшийся в декабре 2010 года визит членов правления ГФ в Украину. Представители фонда решили своими глазами увидеть, как у нас работают профильные программы и расписанные под них деньги. Надо сказать, что тогда они не встречались с украинскими официальными лицами, а ограничились только общением с потребителями предоставляемых за деньги ГФ услуг. В их маршруте была расположенная под Киевом Бучанская тюрьма, дети улицы, мужчины, имеющие секс с мужчинами (МСМ), потребители инъекционных наркотиков, знакомство с мобильными клиниками, которые ведут работу среди женщин коммерческого секса (ЖКС), и многое другое. Судя по всему, увиденное их сильно впечатлило — представители фонда действительно оценили характер и масштаб проводимой Украиной работы. Скажем сразу, за пятилетний период реализации программы по преодолению эпидемии ВИЧ/СПИДа в Украине услугами по профилактике ВИЧ планируется охватить 191 тысячу потребителей инъекционных наркотиков, 33 тысячи ЖКС и 37 тысяч МСМ. Кроме того, более 26 тысяч “позитивных” людей будут получать антиретровирусную терапию именно за счет гранта.

Когда-то заседание правления ГФ планировалось провести и в Украине, но поскольку раньше все иностранцы, намеревавшиеся находиться здесь свыше 90 дней, обязаны были предоставить документ о своем ВИЧ-статусе, все планы международных встреч на нашей территории представители ГФ в знак протеста приостановили. Только сейчас — в первой половине января 2011 года — президент Украины подписал новую редакцию закона о ВИЧ/СПИДе, в которой этой нормы больше нет. Впрочем, Закон “О предотвращении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальной защите населения” не только этим обновили. Если раньше у нас была огромная проблема с тестированием подростков, которые могли проходить тест на ВИЧ только с разрешения родителей или других законных представителей, то сейчас тинейджеры, достигшие 14 лет, имеют право делать или не делать этот тест, руководствуясь только своим намерением. В новой редакции закона впервые детально прописано и действие программ снижения вреда, составной частью которых является и использование ЗПТ, и замена использованных инъекционных игл и шприцев стерильными с их дальнейшей утилизацией, и многое другое. Говорят, эта новая, разрабатываемая в течение двух лет редакция закона, учла наиболее слабые места нашей «позитивной“ эпидемии. Впрочем, это удалось сделать только потому, что к ее разработке были привлечены представители не только государственных, но и неправительственных структур, что до сих пор является достаточно атипичным для нашей государственной машины. Будем надеяться, что главные адресаты 305-миллионого гранта нас ни в чем не подведут и за государственного исполнителя, который, как заметили представители ГФ, непонятно почему некоторым из своих менеджеров заложил зарплату выше нацстандартов, мы не покраснеем. Ведь впервые после 2003 года, когда вследствие «проблем с управлением грантом» государственный исполнитель был смещен, Украина вернется к стандартной схеме финансирования dual track financing, в которой участвует и государственный, и негосударственный сектор.

zn.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *