После произнесения молитвы, он поднимается по лестнице на верхний уровень мечети, сдаёт анализ мочи и консультируется у врача. Фармацевт после этого выдаёт ему небольшой пластиковый стаканчик с метадоном, чтобы помочь ему отвыкнуть от героиновой зависимости.
КУАЛА ЛУМПУР — Каждое утро понедельника и четверга человек хрупкого телосложения едет на автобусе полтора часа из своего дома в пригороде Куала-Лумпура в мечеть Ар-Рахман.
После произнесения молитвы, он поднимается по лестнице на верхний уровень мечети, сдаёт анализ мочи и консультируется у врача. Фармацевт после этого выдаёт ему небольшой пластиковый стаканчик с метадоном, чтобы помочь ему отвыкнуть от героиновой зависимости.
Этот мужчина, который не хотел быть узнанным из-за стигмы, окружающей незаконного употребление наркотиков в мусульманской стране, сказал, что потреблял героин инъекционным путём в течение семи лет до того как он пришёл в мечеть Ар-Рахман около года назад. «Это позволяет мне не принимать героин на улице» – сказал он, ссылаясь на метадон. «Это даёт мне возможность работать».
Некоторые мусульманские учёные считают, что препараты, которые могут помешать мусульманам выполнять свои религиозные обязанности, запрещены в Исламе, а в Малайзии строгие законы, в том числе предусматривающие смертную казнь за торговлю наркотиками. Наказание для тех, кого задержали за хранение героина – штраф, до пожизненного тюремного заключения, и порка, в зависимости от количества.
Но в мечети Ар-Рахман, врачи из Университета Малайя удалось привлечь религиозных авторитетов к себе «на борт» и сделать то, что Всемирная организация здравоохранения называет «первой в мире метадоновой программой, работающей в мечети».
Врачи в ближайшие месяцы планируют расширить программу ещё на две мечети в Куала-Лумпуре.
В Малайзии, по оценкам 170 000 инъекционных потребителей наркотиков, и героин – наиболее часто используемый препарат. Потребители опиатов составили около половины всех потребителей наркотиков, арестованных в 2010 году, и количество героина, изъятого в этом году, как сообщается, было самым высоким в течение последних пяти лет, согласно недавнему докладу Управления ООН по наркотикам и преступности. Героин в Малайзию в основном попадает из Мьянмы, Лаоса и Западной Азии, но часть его также обрабатывается внутри страны, как сообщается в отчёте.
В то время как некоторые страны уже используют метадон для лечения героиновой наркозависимости в течение десятилетий, Малайзия начала общенациональную финансируемую правительством программу в 2005 году.
До этого, в Университете Малайя шла программа, в которой пациентам нужно было платить за лечение. Успех этой программы, в сочетании с тревожными распространением ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков, побудил правительство начать собственную программу с бесплатными дозами в 2005 году. Программы обмена игл были начаты год спустя.
Число новых случаев инфицирования ВИЧ в 2002 году достигло почти 7000, к 2005 году эта цифра упала до чуть более 6100. Основной путь передачи – внутривенное употребление наркотиков.
До введения метадона, героиновые наркозависимые отправлялись в государственные реабилитационные центры на два года, где они резко прекращали употребление наркотиков. По словам врачей, этот подход приводил к высокой частоте рецидивов.
Несмотря на то, что количество метадоновых программ с 2005 года расширилось, недостаток клинических учреждений с достаточным пространством и средствами привёл к тому, что многие люди, которые могли бы получить пользу от лечения, по-прежнему не попали в программу, по словам доктора Русди Абдул Рашид, главного координатора научно-исследовательского центра аддикций университета Малая, который выполняет программу «Ар-Рахман».
Когда врачи впервые обратились к руководству мечети и в государственный департамент Исламского Развития, который должен одобрять деятельность в Малазийских мечетях, они столкнулись с сильной оппозицией. «Власти опасались, что метадон был запрещён в Исламе» – сказал доктор Русди. Но врачи объяснили, что метадон отличается от других наркотиков, потому что это лекарство и оно не даёт пациентам чувство эйфории.
«Они согласились с тем, чтобы позволить нам провести пилотную программу» – сказал в интервью Доктор Русди.
В программе, которая началась в 2010 году, в настоящее время имеется 50 пациентов, с возрастом от 18 до 60 лет. Когда они впервые подключились к программе, пациенты должны были принимать метадон под бдительным оком фармацевтов. Через пару месяцев, если два и более последовательных анализа мочи на наркотики показывали отрицательный результат, пациентам разрешалось брать до трёх доз домой.
Несмотря на то, что Малазийская метадоновая программа выполняется в мечети впервые, Исламские власти уже принимают участие в борьбе с наркотиками в других странах, таких как Китай и Индонезия, где некоторые Исламские организации управляют реабилитационными центрами.
Национальный департамент Исламского развития Малайзии заявил, что согласился разрешить метадоновую программу в мечети Ар-Рахман после того, как Национальный Совет Фетв дал разрешение на использование метадона при условии, что он будет приниматься под наблюдением врача.
«Применение метадона в мечети Ар-Рахман было разрешено религиозными властями, потому что он считается одним из видов лекарств, которые могут быть использованы в качестве средства для лечения наркозависимых» – отметил Департамент в своём заявлении.
«Мы считаем, что программа JAKIM может сделать мечеть социальным центром для сообщества» – отметили в Департаменте, используя малайское сокращённое название этой программы.
Низам Юсуф, казначей мечети Ар-Рахман, сказал, что комитет мечети согласился принять программу, поскольку она помогает людям изменить свою жизнь к лучшему.
«Многие из них уже находятся в добром здравии, уже есть достойная работа, некоторые из них женились и у них новая семья» – сказал он. «Я считаю, что организация делает хорошее дело».
Но не все согласны. Г-н Низам сказал, что некоторые верующие выразили обеспокоенность и интересовались, почему программу нельзя было организовать в клинике. «Некоторые наши люди смотрят на наркоманов, и некоторые люди думают, что не хорошо видеть их в ожидании вокруг мечети” – сказал он.
Доктор Русди сказал, что хочет продолжать работать в тесном контакте с мечетью, чтобы помочь устранить стигму, окружающую наркозависимых.
В докладе, опубликованном в прошлом году, Всемирная Организация Здравоохранения заявила, что, несмотря на то, что дискриминация в отношении потребителей наркотиков в Малайзии остаётся на высоком уровне, их доступ к медицинской помощи в последние годы улучшился. В докладе говорится конкретно о мечети Ар-Рахман.
С момента введения программ метадона и обмена шприцев, количество новых случаев ВИЧ сократилось почти вдвое, а число новых инфекций в 2009 году – 3080 случаев – это самый низкий показатель с 1993 года.
Тем не менее, число новых инфекций увеличилось до 3652 в 2010 году, последнем году, за который имеются данные, и, согласно этим данным половой путь передачи обогнал внутривенное употребление наркотиков в качестве основного способа передачи ВИЧ.
Малазийский Совет по СПИДу (Malaysian AIDS Council) – зонтичная организация, объединяющая группы и организации, работающие по проблемам ВИЧ / СПИДа, утверждает, что мужчины – мусульмане в Малайзии по-прежнему наиболее подвержены риску заражения ВИЧ-инфекцией при внутривенном введении наркотиков и решительно поддерживает программу Ар-Рахман.
«Мы в настоящее время проводим кампанию среди других религиозных властей и лидеров в стране, чтобы эта программа была принята» – сказал президент совета Мохаммад Заман Хан.
В мечети Ар-Рахман Министерство здравоохранения обеспечивает дозы метадона бесплатно и платит за двух фармацевтов, которые распределяют метадон, а врачи из Университета Малайи и врачей общей практики посещают программу раз в неделю для осмотра пациентов. Каждый пациент платит 15 ринггитов, или около $ 4.90 в неделю за участие в программе.
Доктор Русди сказал, что лечение также включает в себя «духовное совершенствование», которое, по его словам часто является особенностью программы лечения наркозависимости, независимо от религии пациента.
В рамках этой программы в течение первых восьми недель пациенты должны прочитать молитвы до того, как они обратятся к врачу и получат метадон. После этого, чтение молитвы не является обязательным условием, но, как сказал Доктор Русди, это рекомендуется, также как и посещение еженедельных религиозных бесед, дополнительных элементов, которые, по его мнению, могут помочь предотвратить рецидив у пациентов.
Департамент Исламского Развития также принимал участие в проектировании этой части программы.
«Мы считаем, что духовное исцеление, в дополнение к лечению метадоном, может иметь лучший результат в плане удержания от рецидивов и результатов лечения, а также изменения поведения, связанного с риском заражения ВИЧ-инфекцией и улучшения качества жизни» – сказал Доктор Русди.
Малайский университет планирует расширить свою программу после получения приглашения от двух других мечетей в Куала-Лумпуре. Чтобы сократить расходы, планируется организовать мобильный сервис, где врач и фармацевт будут приезжать в мечети на микроавтобусе для реализации программы. Есть также планы по созданию аналогичной программы в двух индуистских храмах в Куала-Лумпуре. Доктор Русди отметил, что он не знает ни одного храма или христианской церкви, которые бы в настоящее время предоставляли такие услуги в Малайзии.
В прошлый четверг, среди людей, поднявшихся босиком вверх по лестнице в клинику, были как молодые, так и люди постарше.
48-летний мужчина, который назвал себя Карлос, сказал, что он стал приходить в мечеть около года назад после того, как употреблял героин в течение трёх десятилетий. Карлос, который зарабатывает себе на жизнь, исполняя музыку на некоторых из самых популярных улиц столицы для туристов, заявил, что, так как он перестал принимать героин, он смог купить небольшой дом для своей семьи.
«Я думаю, это очень хорошо» – сказал он о программе, взяв три маленьких бутылочки метадона, которых ему должно хватить до его следующего визита. «В Христианстве наркозависимые могут посещать церковь» – сказал он о программах в других странах. “Но Мусульмане также могут использовать мечети, чтобы помочь таким людям, как мы».
Версия этой статьи появилась в печати 29 марта 2012 года в «The International Herald Tribune».
Автор ЛИЗ ГУШ