ДЕСЯТЬ МИФОВ о происхождении и лечении зависимостей от психоактивных веществ ч.2

МИФ 6. Лечение зависимости нужно начинать после того, как пациент уже столкнулся со всей тяжестью негативных последствий, «коснулся дна».
Реальность.Будет ли более эффективным лечение, если пациент находится в стадии выраженной дезадаптации и полного истощения нейрофизиологических и психологических ресурсов?

Сотни исследований показывают, что чем раньше мы начнем терапевтический процесс, тем больше шансов у пациента на стабильную ремиссию. По сути, в подавляющем большинстве случаев, терапевтический процесс начинается тогда, когда на лицо выраженные симптомы тяжкой нейроадаптационной и психосоциальной патологии, т.е, практически у 10–12 % пациентов, которые на верху пирамиды тяжести состояния. В то же время, у более 70 % пациентов с зависимыми расстройствами существуют хорошо исследованные
терапевтические опции задолго до развития тяжкой патологии, но как правило они не попадают в сферу терапевтических интересов, чаще всего по причине недостаточного обучения специалистов общей медицины. Выводы: диагностику и лечение зависимости целесообразно начинать на ранних этапах развития проблемы.

МИФ 7. Если у пациента нет мотивации к лечению, помочь ему невозможно.

Реальность.Правильно ли считать формирование мотивации исключительно задачей пациента, если: Научные исследования показывают, что профессиональная и грамотная работа с мотивацией пациента статистически значимо снижает употребление наркотиков и повышает частоту ремиссий. Исследования ясно показывают, что даже у так называемых немотивированных к лечению пациентов можно достичь очень  серьезных положительных изменений при правильной работе с их мотивацией. Мотивация очень динамична, и меняется даже не за дни, а иногда за минуты. Существует ряд очень хорошо исследованных методов повышения и поддержки мотивации, применение которых оказалось исключительно эффективным у пациентов, которые не хотели лечения от зависимости, но попали в медицинскую среду по совсем другим причинам. Примеры — рандомизированное исследование 4000 «немотивированных» героинзависимых (Boothetal. Universityof Denver, 2009), ни один из которых не хотел лечения, но все хотели ВИЧ тест. Контрольная группа
получила ВИЧ тест, а экспериментальная — ВИЧ тест и мотивационное интервью (во время ожидания, 10–15 мин).Через 6 месяцев выявлены следующие различия в группах (%); из 20% тех, кто прошел тест и мотивированное консультирование до 40% так или иначе ушли в ремиссию, а остальные либо продолжили инъекции либо подверглись арестам.

Выводы: мотивация — явление динамичное, применение мотивационного интервьюирования и терапии повышают мотивацию к лечению даже у пациентов, которые на первый взгляд не мотивированны к лечению.

МИФ 8. Сроки лечения нужно максимально сокращать, чтобы избежать социальной дезадаптации пациента.

Реальность.
Является ли длительная терапия оправданной для формирования социальной дезадаптации пациента, если научные исследования показывают, что чем дольше пациент находится в терапевтической среде, тем лучше результаты. При этом 90 дней считается минимально эффективным сроком вне зависимости от лечебного метода. Рецидивы, вероятность которых
значительно увеличивается при сокращении сроков лечения, являются гораздо более дезадаптирующими,  чем длительное пребывание в терапии.
Выводы: при построении плана лечения, с целью минимизировать социальную дезадаптацию, целесообразно ориентироваться на специфику пациента и качество лечения, а не на его длительность. В то же время, следует помнить, что терапевтический эпизод должен быть продолжен профилактикой рецидива.

МИФ 9. Наказание, натиск и принуждение необходимы для того, чтобы заставить пациента перестать употреблять наркотики.

Реальность.
Может ли насилие являться формой лечения? Нет ни одного исследования, которое показало бы возможность стойких ремиссии в результате наказаний и натиска. Десятки исследований доказывают, что применение санкций не только не дает желаемого результата, но и увеличивает риск рецидивов у части пациентов (особенно до 25 лет). Данный феномен объясняется тем, что эффект подавления негативного поведения сохраняется до тех пор, пока действует фактор санкции. С исчезновением влияния фактора возвращается прежнее поведение. Метаанализ 67 исследований показал преимущество  лечения над санкциями (см. диаграмму в рисунках). Выводы: санкции неэффективны в качестве метода лечения зависимых пациентов, и могут иметь обратный эффект.

МИФ 10. Полная пожизненная ремиссия — единственный критерий успеха
лечения.

Реальность.

Правильно ли игнорировать промежуточные достижения лечения, ориентируясь только на абсолютную «необратимую» абстиненцию?

Правильно ли лечить пациента с хроническим заболеванием только в период обострения?
Любое хроническое заболевание, в том числе и наркозависимость, включает периоды обострения и ремиссии. К сожалению, по ряду причин, акцент в лечении
хронических состояний часто смещен в сторону обострения, а состояние ремиссии оставляют без внимания. Кроме того, оценка результатов лечения наркозависимости сводится чаще всего к сопоставлению статуса «до» и «после» лечения: «употребляет» — «не употребляет», в то время как промежуточные достижения игнорируются.
Модель лечения наркозависимости, включает три этапа:
– детоксикация;
– терапия;
– поддержка ремиссии, профилактики рецидива.
Выводы: понимание лечения наркозависимости как непрерывного динамического процесса лечения хронического и рецидивирующего состояния позволяет
увеличить его эффективность. Кроме того, такое лечение снижает стигму зависимости и делает лечение более привлекательной альтернативой для самих пациентов.
В заключение хочу отметить, что это лишь малая часть мифологий в области психиатрии зависимостей. Здесь собраны лишь наиболее частые, стереотипные, и устойчивые мифы и заблуждения, с которыми автор сталкивался в ходе работы в более 40 странах мира, в различных культурах, организационных системах здравоохранения, идеологиях, и медицинских традициях. Единственный способ создания более эффективных терапевтических опций для пациентов это замещение мифов научным знанием и терапевтическими стратегиями, основанными на доказательствах, а не идеологиями или личными мнениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *