Все мы подвержены различным привычкам, причём самые любимые и дорогие нашему сердцу привычки, как правило, вредные. Мир несправедлив и всё (или почти всё), что доставляет нам удовольствие, тем или иным образом наносит ущерб организму, и так уже потерпевшему от ВИЧ и “богемного” образа жизни. Что ж, за всё в жизни надо платить… |
Все мы подвержены различным привычкам, причём самые любимые и дорогие нашему сердцу привычки, как правило, вредные. Мир несправедлив и всё (или почти всё), что доставляет нам удовольствие, тем или иным образом наносит ущерб организму, и так уже потерпевшему от ВИЧ и “богемного” образа жизни. Что ж, за всё в жизни надо платить…
Слово “приверженность” по отношению к приёму антиретровирусной терапии ( далее АРТ) на доступном народу языке означает “привычка”, причём привычка эта хорошая и даже жизненно необходимая. Каждый, кто принимает или готовится принимать антиретровирусные препараты, знает, что АРТ – это не одноразовая таблетка от расстройства желудка и не Виагра, которую можно принять в случае острой необходимости, и не тот случай, когда можно обойтись альтернативными методами.
Весь смысл и прок от АРТ – именно в своевременном её приёме, исключающем пропуски и опоздания.
Это не навороты вредных докторишек, а суровая реальность, которую нужно принять, что на самом деле не так уж и трудно. Почему же так важно принимать АРВ без нарушений, или быть приверженным?
АРТ, к сожалению, не излечивает от ВИЧ окончательно, но зато блокирует размножение и развитие вируса, тем самым не позволяя непрошенному гостю править бал в организме и приносить нам вред. В первую очередь, необходимо прийти к убеждению, что правильный прием препаратов нужен именно тебе, а не врачу, социальному работнику или соседу с 8-го этажа. Соседа твоя приверженность интересует так же, как политическая обстановка в Эфиопии, врачи и консультанты могут только подсказать, как эту самую приверженность выработать, но ответственность за своё здоровье каждый несёт сам. Хорошо, если о препаратах напоминают родные или коллеги, а любимая девушка трезвонит на мобильный за пять минут до времени Х. Но в этом деле надёжней полагаться на себя, единственного. Проверенным методом есть будильник или памятка в мобильном. Со временем, примерно через месяц после начала, приём таблеток прочно входит в повседневную жизнь и становится чем-то обыденным, вроде утренней чашки кофе с сигаретой.
Само понятие приверженности заключает в себе несколько производных:
Приём всех назначенных препаратов в правильном количестве.
Приём всех препаратов в установленное время.
Приём препаратов в соответствии с указанным пищевым режимом. Например, некоторые препараты необходимо принимать с едой, другие – на голодный желудок, третьи – с жирной пищей.
Учёт взаимодействия с другими лекарствами или наркотическими веществами.
О последнем, думаю, следует сказать подробнее. АРВ-терапия у нас назначается независимо от того, употребляет ли человек наркотики, алкоголь или является убеждённым трезвенником. Врач подбирает такую схему АРТ, которая будет наименьшим образом взаимодействовать с алкалоидами, но здесь таится другой коварный капкан. Случается, что люди, верные принципу “гулять, так гулять!”, настолько увлекаются, что забывают принять препараты вовремя или вообще могут не вспомнить об их существовании. Вот здесь и таится самый гадкий зверюга, встречи с которым следует избегать всеми возможными и невозможными способами. Зверя зовут “резистентность” о нём лучше знать побольше, чтобы не стать добычей когтистых лап и не создавать себе лишних проблем.
Для правильного воздействия АРТ на организм необходимо, чтобы количество препаратов в крови постоянно оставалось на одном уровне, поэтому и требуется принимать их в одно и то же время. Если приём нарушать, то подлый вирус получит возможность “растормозиться” и, будучи организмом с гибкой генетикой, по-быстрому мутировать. На изменённый мутацией вирус та схема АРТ, которую человек принимал, действия иметь уже не будет и захватчик возобновит своё разрушительное действие.
Подобрать, а главное, – суметь получить новую схему – задача из разряда весьма непростых. Даже если крупно повезло и курс АРТ восстановлен новой схемой, то пациента ожидает новое “вхождение” в схему, возможные побочные эффекты, от чего наша многострадальная печень будет совсем не в восторге. А ведь схема может и не подойти вовсе, причём в нашем государстве имеется в наличии всего три линии ВААРТ (высокоактивная антиретровирусная терапия, ред.). За границей схем побольше, но ведь то заграница… А наш товарищ может остаться в результате один на один со своим мутированным ВИЧем, с нетерпением спешащим перейти в стадию СПИД.
Случаются, хоть и не часто, варианты, когда человек оставляет приём АРТ по независящим от него причинам. Наша жизнь неравнодушна к резким сюрпризам, причём юмор у неё порой достаточно мрачных оттенков. Что же делать, если приверженность нарушена, или возникла такая угроза? В первую очередь – быстро и без паники связаться с учреждением, в котором получаешь АРВ-препараты. Если дело касается нашей драгоценной милиции, то джентльменам в погонах следует заявить о том, что ты являешься участником программы ВААРТ и перевести на понятный им язык, то есть объяснить важность своевременного приёма. Киевляне в таких случаях могут связаться по телефону “горячей линии” с консультантом Международного Благотворительного Фонда “Вертикаль” или договориться об этом со стражами порядка.
Тем, кто ещё не знает, скажу, что МБФ “Вертикаль” находится в поликлинике киевского городского Центра СПИДа по ул. Отдыха 11.,
тел. “горячей линии” 240-87-66
Святослав Малышко