Люди то и дело спорят о вождении под воздействием каннабиса. Одни убеждены, что это чревато страшными авариями, другие утверждают, что в небольших количествах марихуана не опасна для участников движения.
Чтобы разобраться, кто же прав, обратимся к исследованиям. Во многих из них параллельно сравнивается воздействие каннабиса и алкоголя на водителя, так что интересно будет осветить и эти наблюдения.
Начнём с того, что процент дорожно-транспортных происшествий, в которых один из водителей был под марихуаной, варьируется от 6% до 32%. Это уже говорит о том, что лучше воздержаться от поездок за рулём.
Учёные же в своих исследованиях поставили перед собой 4 вопроса:
- Ухудшает ли каннабис функции, необходимые человеку для вождения?
- Влияет ли марихуана на вождение в симуляторе?
- Кто чаще является виновным: водитель под каннабисом или другой участник ДТП?
- Погибают ли курильщики в автокатастрофах чаще, чем не курящие марихуану?
Разберём каждый из них по порядку:
Ухудшает ли каннабис функции, необходимые человеку для вождения?
На самом деле, мета-анализ почти 60 исследований показал, что марихуана вызывает ухудшение почти во всех областях, связанных с безопасностью вождения: внимание, координация движений, зрительные функции, восприятие времени и скорости, способность к выполнению сложных задач. Опыты показали, что в течение первых 2-х часов после употребления большинство проблем было связано с вниманием и психомоторной реакцией.
Влияет ли марихуана на вождение в симуляторе?
Как ни странно, учитывая тревожные результаты когнитивных исследований, большинство испытуемых в экспериментах в симуляторе показали довольно неплохие результаты. У опытных же курильщиков и вовсе не было замечено почти никаких ухудшений под влиянием каннабиса, за исключением случаев, когда его сочетали с алкоголем.
Учёные также выявили, что употребившие марихуану, как правило, думают, что степень их опьянения выше, чем на самом деле, и стараются ехать аккуратнее. Водители же в алкогольном опьянении напротив, считают, что они более трезвые и адекватные, чем в действительности.
В исследованиях было установлено, что воздействие марихуаны чаще всего связанно с более медленной ездой либо плохим контролем полосы. Однако все эксперименты в этой области показали, что под травкой водители увеличивают дистанцию с впереди идущим автомобилем и не пропускают важные знаки и сигналы светофора.
Ещё одно интересное наблюдение показало, что под воздействием каннабиса водители идут на обгон реже, чем обычно, в то время как алкоголь даёт обратный результат.
Проанализировав все опыты, учёные пришли к выводу, что решающим фактором в вождении под кайфом является степень опьянения. Чем выше уровень THC в крови, тем хуже водители справляются с управлением. Заядлые курильщики даже при сильном опьянении показывают гораздо лучшие результаты, чем те, кто курит не часто. Это может быть связано с толерантностью организма или с тем, что накуренное состояние для таких людей привычное, и им проще справляться в нём с любыми задачами.
Несмотря на их скилл, почти все водители, которые приняли высокую дозу каннабиса, врезались во внезапно появляющиеся препятствия во время тестов на симуляторе. Это говорит о том, что всем им потребовалось больше времени для принятия решения и остановки.
Самые плохие показатели были у испытуемых в промежуток времени от 20 до 40 минут после курения и у тех, кто смешал алкоголь с марихуаной. Все они возвращались в нормальное состояние примерно через 2.5 – 3 часа.
Но не стоит ориентироваться только на показатели этих испытаний. Всё же это искусственная среда, и водитель не рискует своей и чужими жизнями при виртуальном вождении.
Кто чаще является виновным: водитель под каннабисом или другой участник ДТП?
Некоторые обозреватели пришли к выводу, что косячок перед поездкой в некоторых случаях уменьшает риск ДПТ. Другие же исследования показали, что риск на дороге, связанный с коноплёй, отсутствует.
В работе доктора Уильямса (Dr. Williams) из Калифорнии рассматривается 440 смертельных несчастных случаев. 81% из них был связан с воздействием ПАВ. Алкоголь встречался в крови у 70% водителей, в то время как марихуана в 37%. При этом почти все ПАВ, в том числе марихуана, были в сочетании с алкоголем. В заключении Уильямс приходит к выводу, что употребление марихуаны не является прямым следствием этих ДТП.
Доктор Левенштейн (Dr. Lowenstein) из Колорадо проанализировал 414 аварий с водителями, доставленными в реанимационное отделение. Из полученных данных ему стало ясно, что алкоголь является доминирующим наркотиком, связанным с автокатастрофами. Марихуана тоже встречается в крови пострадавших, но в отсутствии алкоголя она не является причиной ДТП.
В более поздних исследованиях доктора Друммера (Dr. Drummer) из Австралии и доктора Лаумона (Dr. Laumon) из Франции выяснилось, что с повышением дозы каннабиса повышается и риск ДТП, притом очень сильно.
Из всех этих научных работ становится ясно, что высокая дозировка марихуаны может быть весьма опасна.
Погибают ли курильщики марихуаны в автокатастрофах чаще, чем некурящие каннабис?
Доктор Мовиг (Dr. Movig) из Нидерландов ответил на этот вопрос в своём исследовании. Он выяснил, что для водителей, подверженных воздействию каннабиса, нет повышенного риска попасть в аварию.
Обширный анализ ДТП в Австралии, проведённый доктором Джонсоном (Dr. Jones) в 2005 году, также не выявил увеличения несчастных случаев для пользователей марихуаны.
Однако есть и другие результаты в изучении этого вопроса. В своём исследовании Доктор Герберич (Dr. Gerberich) увидел, что употребление марихуаны может быть связано с повышенным риском на дороге, и необходимо подробнее изучить этот вопрос. Доктор Мура (Dr. Mura) из Франции пришёл к похожему мнению, изучив 900 ДТП с участием водителей в изменённом состоянии сознания.
Что мы можем сказать наверняка?
Хотя и видно, что учёные не дали окончательного ответа, влияет ли марихуана на аварийность вождения, исходя из полученной информации, можно дать только очевидные рекомендации:
- Лучше избегать вождения в нетрезвом виде, в том числе и под травкой. Возьмите с собой в дорогу трезвого друга или воспользуйтесь услугами такси, если это возможно.
- Если поездки в изменённом состоянии сознания не избежать, подождите по крайней мере 3 часа после употребления марихуаны.
- Никогда не смешивайте алкоголь и каннабис перед вождением. Это сочетание гораздо опаснее, чем большинство препаратов по отдельности.
- Помните, что марихуана делает однообразное вождение при длинном пути гораздо труднее и утомительнее.
- В каком бы вы ни были состоянии, не забывайте использовать ремень безопасности.