Польша: легалайз близко?

Польша относительно недавно легализовало ограниченное производство и распространение терапевтической конопли на своей территории, несмотря на довольно консервативное отношение политиков и населения страны к употреблению растения.

 

Хотя система всё ещё предельно ограничена, в сравнении с условиями реформы в других странах, вроде Канады или Германии, на проверку, она является куда более открытой для граждан и имеет более существенные перспективы на развитие, чем многие другие страны Евросоюза, которые, до сих пор, в большинстве ограничились декриминализацией конопли и её экстрактов, или производством синтетических версий каннабиноидов.

 

Иными словами, не исключено, что при должной доработки существующей системы рынка, Польша вполне может стать не только существенным центром производства и сбыта терапевтической каннапродукции, но и ключевым экспортёром подобных товаров для других стран региона.

На данный момент, регулирование наркотических и психоактивных субстанций на территории Польши осуществляется в согласии с указаниями текста «Акта о противостоянии угрозе наркозависимости», положения которого, на практике, не подразделяют запрещённые вещества на разные «степени опасности», соответственно, карая все нарушения, связанные с производством и сбытом «наркотиков» по одной модели. Иными словами, хранение конопли фактически приравнивается к хранению героина или кокаина, что может обернуться для задержанного гражданина реальным сроком заключения, в среднем составляющего 3 года пребывания в тюрьме. С другой стороны, данный закон также признаёт наркозависимость в качестве болезни, позволяя подозреваемым потребителям психоактивных веществ пройти курс принудительной реабилитации, вместо заключения под стражу, что часто предлагается как альтернатива стандартному наказанию лицам с первым приводом за подобное нарушение.

С 2011 года, благодаря внесению поправок к данному акту, законы предусматривают возможность использования административных санкций или простых предупреждений в отношении незначительных нарушений, связанных с наркотиками. Иными словами, полиция и суды страны могут, по своему усмотрению, ограничиться изъятием штрафа или назначением нарушителя, виновного в хранении небольших количеств какого-либо запрещённого вещества или его употреблении, либо вовсе предупреждением в адрес нарушителя, с изъятием контрабанды. Эффекты подобной реформы на работу системы юстиции пока что, довольно трудно оценить, ввиду довольно открытой и рекомендательной природе поправок. В то время, как одни источники утверждают, что подобные правки помогли уменьшить ежегодное число арестов и судимостей, связанных с употреблением запрещённых веществ, в частности, конопли, в десятки раз, позволив тысячам граждан избежать проблем с законом, другие утверждают, что во многих регионах страны, полиция продолжает арестовывать всех подозреваемых, при которых обнаружилось хотя бы пара грамм соцветий, готовых к употреблению.

Наличие реального или подозреваемого умысла к сбыту конопли или иной подобной контрабанды, расценивается законами страны как куда более серьёзное нарушение, чем просто хранение или употребление. Соответственно, за сбыт или попытку продажи конопли, можно отправиться в тюрьму на сроки до 5 лет, хотя в случае небольшого розничного сбыта конопли, власти, обычно, назначают заключение на сроки до года. Конечно, в данном случае речь идёт всего о паре грамм соцветий и не более: Массы продукта больше данного количества уже расцениваются «средними объёмами», что карается более строгими санкциями. Хранение более унции конопли считается «крупными объёмами», что уже чревато заключением на срок до 12 лет.

Аналогично, законы страны строго карают производство наркотических растений, будь то конопля, опий, кока или иные подобные вещества. Масштабное производство подобных растений, то есть, культивация более пары кустов одновременно, наказуемо заключением под стражу на сроки от 6 месяцев, до 8 лет, в зависимости от числа растений. Любопытно, но власти страны, в частности суды, открыты к реформам в данном направлении, не отрицая возможность декриминализации культивации малых количеств подобных растений для персонального использования. В частности, в 2014 году, Верховный Суд страны постановил, на примере гражданина, культивировавшего коноплю в домашних условиях для своего персонального использования, что подобное ограниченное производство наркотических растений может быть декриминализовано в будущем, в согласии с опытом аналогичных реформ, проводимых в других странах Европы. Иными словами, в том случае, если страны региона начнут принимать законы о декриминализации домашней культивации психоактивных растений, скорее всего, Польша последует их примеру.

Наконец, стоит отметить, что, как и другие страны Европы, власти Польши допускают свободный сбыт семян конопли, в том числе и её психоактивных разновидностей, в качестве «сувенирной» продукции. Соответственно, семена растений можно легально покупать, продавать, транспортировать через границы страны и хранить у себя дома или на персоне, однако, любая попытка их культивации будет строго караться законом.

Регулирование КБД и технических разновидностей конопли:

Техническая конопля, а также связанные с её обработкой КБД экстракты сейчас находятся в «серой» зоне законов страны. Иными словами, законы не запрещают производство подобных продуктов, но и не регулируют подобный промысел, что создаёт определённые трудности в регулировании производства. В целом, власти страны негласно признают техническую коноплю и связанные товары «пищевой продукцией», а не медикаментами или пищевыми добавками. Как это делают некоторые другие страны, занимающиеся техническим коноплеводством.

Несмотря на отсутствие формального регулирования индустрии, культивация технической конопли не запрещается, а хозяйства занимающиеся подобным делом не подвергаются нападкам со стороны полиции. Хотя формальных регулировок, касательно содержания ТГК в технических растениях, не существует, власти негласно следуют установленному США и странами западной Европы стандарту в 0.2% концентрации вещества, бракуя партии продукта, выходящие за данный лимит. Проверки посевов, соответственно, носят выборочный, а не систематический характер, что также путает уже сложную ситуацию с регулированием фактически не регулируемой отрасли хозяйства.

Принятие реформы в отношении терапевтической конопли:

Официально, закон о легализации терапевтической конопли на территории Польши был принят 1 ноября 2017 года. Основным спонсором данного проекта стал депутат из городка Кельце, по имени Пётр Кристоф Лирой-Маржец, ранее известный, как рэпер Liroy. Несмотря на то, что проект почти год висел в парламенте, в результате серии доработок, в итоге он был принят почти безоговорочно парламентом страны (говоря точнее, из 442 депутатов, против проекта высказалось лишь два человека).

Как демонстрирует опрос общественного мнения, датированный 2015 годом, несмотря на существенный скептицизм в отношении полной легализации конопли, примерно 68% населения высказались в поддержку легализации терапевтического использования растения и его экстрактов (лишь 18% респондентов поддержали продолжение режима строгой криминализации). Более того, многие респонденты отметили, что криминализация и запрет лекарств на основе конопли является «преступным» и «антиконституционным» притеснением прав жителей страны на свободу выбора лечения.

Хотя новый закон легализовал продажу терапевтической конопли на территории страны, он не содержал положений, направленных на создание внутренней инфраструктуры для производства лекарств. Соответственно, рынку пришлось полностью полагаться на импортные продукты, ввозимые в ограниченных партиях из других стран ЕС, а также из Канады. Как и следует полагать, в итоге, граждане страны получили ограниченный доступ к качественным каннапродуктам, однако по довольно внушительной цене, в среднем составляющей 550 долларов в месяц на человека, которые никак не субсидируются государством.

Наконец стоит отметить, что указанная выше дата касается формального старта действия реформы. На практике, первые продукты появились на прилавках аптек лишь к февралю 2019 года, когда канадские Aurora Cannabis Inc и Canopy Growth Corporation наладили регулярные поставки экстрактов и соцветий на рынок страны. По положению на февраль 2020 года, дилеры рынка отметили существенный дефицит продукции в лице продолжающего стремительно расти спроса, что можно будет разрешить либо увеличением объёма импорта конопли, либо созданием местной производственной базы.

Перспективы организации и регулирования локальных плантаций конопли:

Как уже было отмечено ранее, хотя законы страны не различают разновидности наркотических растений и строго запрещают их производства, по факту, техническая конопля не признаётся властями в качестве подобного организма, допуская её производство и обработку на территории страны, а также импорт и экспорт связанной продукции через государственные границы. Данный подтип растения фактически декриминализован и не регулируется, допуская производство и сбыт кустов и полученной из них продукции, при том условии, что они не содержат высокой концентрации ТГК (то есть, 0.2% вещества или более).

Несмотря на отсутствие национальных регулировок, касательно устройства индустрии технического коноплеводства, на практике, вопросы об организации плантаций решаются фермерами с местными и региональными властями в частном порядке. Оформив точный адрес и размер плантации, а также подтвердив использование одобренных властями семян технических разновидностей конопли, фермер может предельно спокойно заниматься культивацией растений, а также их обработкой в разные типы продуктов, включая и КБД экстракты, применяемые в медицине. Помимо этих требований, также местные власти просят у потенциальных фермеров подтвердить наличие покупателей в стране или за границей, а также утвердить меры безопасности плантации, что является дополнительными мерами для контроля и предупреждения возможного производства психоактивных растений. Соответственно, подобные разрешения не выдаются лицам, имеющим судимости, связанные со сбытом или производством психоактивной конопли или иных наркотических растений или субстанций.

Формально, местные власти признают использование конопли в производстве косметических продуктов, пищевых добавок и фармацевтических препаратов, а также применение волокон растения в создании топлива, бытовой и промышленной химии, строительных материалов, текстиля, синтетических материалов и бумажных продуктов. Также не возбраняется разведение растений с целью получения и торговли семенами, как на территории страны, так и за рубежом.

Контроль качества продукта:

Как и следует полагать, в подобных условиях регулирования рынка, о контроле качества или неких санитарных стандартов производства экстрактов КБД не стоит и мечтать. Местные регуляторы заинтересованы исключительно в контроле допустимых лимитов ТГК в продукте. Содержание же иных примесей, в том числе потенциально опасных пестицидов или иных загрязнителей, их не интересует.

Соответственно, сами производители экстрактов вполне могут самостоятельно указывать содержащуюся в продукте концентрацию КБД по своему усмотрению, поскольку существующая система не предусматривает точный контроль концентрации каннабиноидов или терпенов в продукте.

В таких условиях, покупателям приходится полагаться на доступные публике отзывы о качестве конкретных наименований экстрактов, а также на свой личный опыт в их употреблении. Как полагают местные активисты, подобная существенная недоработка является следствием компромиссов, принятых сторонниками проекта легализации в период его рассмотрение в парламенте страны, которую, потенциально, можно будет исправить с помощью новых биллей поправок в будущем.

Учитывая все описанные факторы, можно сказать, что власти Польши, скорее приняли закон о декриминализации, нежели легализации конопли. Хотя фактически растение стало легальным для терапевтического использования, законы не предусматривают его местного производства, а также не предоставляют стандартов регулирования качества продукта, тем самым продолжая держать его в серой зоне законов. Также существенную долю путаницы в систему вносит полная декриминализация технического коноплеводства, которое также толком не регулируется на национальном уровне. Несмотря на подобные недоработки системы, она всё же позволила гражданам страны использовать лекарства, на основе каннабиноидов, а также значительно увеличила их доступность для среднестатистического потребителя. В данном плане Польша, безусловно, обогнала другие страны ЕС, которые формально поддерживают курс строгой криминализации любых видов конопли и связанных с растением товаров. Однако, подобные условия существенно ограничивают реальные перспективы роста индустрии и ограждают от рынка страны потенциальных инвесторов. Соответственно, если в ближайшее время, власти страны не вернуться к доработке системы рынка и его регулирования, другие государства региона смогут обогнать Польшу в плане развития конопляной промышленности. С другой стороны, если правительство реально займётся вопросами расширения охвата рынка, регулированием стандартов производства каннапродукции, созданием собственной производственной базы, а также привлечением инвесторов из за рубежа, не исключено, что Польша сможет занять позицию одного из ключевых производителей технической и терапевтической конопли Европы, а возможно, и ключевого игрока глобального рынка подобных товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *