Сегодня речь пойдёт о кокаиновом вине. Спустя три столетия после открытия европейцами листьев коки их удивительные свойства все еще оставались неизвестными. Затем, в 1859 году , выдающийся итальянский невролог Паола Мантегацце опубликовал книгу «О гигиенических и лечебных свойствах коки». Эта монография превозносила достоинства коки в медицинской практике и вызвала широкий интерес к листьям коки.
К середине 1860-х годов Европа и Америка были наводнены препаратами кокаина, и начался грандиозный социальный эксперимент с употреблением кокаина.
К 1890-м годам кока пользовалась феноменальной популярностью и была доступна повсюду в удивительном разнообразии форм: тоники, эликсиры, вина, ликеры, леденцы, чаи, сигары и многое другое. Ведущие деятели викторианской эпохи – врачи, ученые, церковники, видные политики, художники, певцы, композиторы, даже короли и королевы – наслаждались кокой и публично одобряли ее.
Анжело Мариани , парижский фармацевт который создал кокаиновое вино под названием Vin Mariani а – ля Кока – дю Perou . Молодой Анджело родился в 1839 году на Корсике в семье врачей и химиков. Он изучал аптеку в Париже, когда зародилась мода на кокаин. Студент Mariani мечтал когда – нибудь создать вино . Судьба передала ему в руки небольшую брошюру по коки. Он погрузился в эксперименты, смешивая коку с алкоголем, и в конце концов придумал «тонизирующую» смесь прекрасного красного вина Бордо, обильно приправленного экстрактом тщательно отобранных листьев коки.
Примерно в это же время с Мариани подружился с доктором Чарльзом Фовель, известный специалист по горлу. Почти все пациенты Фовеля были оперными звездами, эквивалентом современных рок-звезд девяностых. Фовель был убежден, что вино из коки оказывает успокаивающее, напрягающее действие на голосовые связки, и однажды послал к Мариани грубого вокалиста.
«Это превосходно», – сказала звезда, прихлебнув образец. «Вы пришлете мне дюжину бутылок».
Заказ оперной звезды заставил Мариани приступить к постановке. По рекомендации Фовеля его кокаиновый эликсир вскоре вызвал фурор среди оперных звезд. Поэтому Мариани открыл небольшую аптекарскую лавку, где продавал только свое фирменное вино из коки в бутылках по семнадцать унций (пол-литра). По словам доктора В. Голдена Мортимера, главного историка коки, Вино Мариани был первым и единственным препаратом из коки, который точно воспроизводит вкус и действие свежих листьев коки из Перу. Доктор Мортимер посвятил свою историю использования коки Мариани, «признанному представителю« божественного растения »и первому, кто сделал коку доступной для всего мира».
Для доктора Мортимера освежение Мариани было чудом. По его словам, «чудесные качества Коки оставались запертыми как научная тайна, неразрешимая для множества людей, пока она, наконец, не была освобождена от своих зачарованных чар, как с помощью какого-то волшебного прикосновения современного Мерлина».
Мариани в своей книге «Кока и ее терапевтическое применение» писал: «Вино Мариани содержит растворимые части растения коки. Комбинация коки с танином и небольшими следами железа, которые естественным образом содержит это вино, считается наиболее эффективным тонизирующим средством.
«Свежие листья коки, которые мы используем, после тщательного отбора поступают из трех разных источников и имеют несравненное качество. Именно это придает нашему вину тот особый вкус и приятный аромат, который делает его столь привлекательным для больных.
«Точно так же сочетанию и приготовлению этих трех сортов листа коки в нашем вине мы можем приписать этот важный факт: в течение более чем тридцати лет, независимо от того, в каких больших дозах Вино Мариани ни разу не вызвал кокаинизма , ни прочие неприятные эффекты.
«Вино Мариани – это диффузное тонизирующее средство, действие которого мгновенно. Это действие, вместо того, чтобы быть локализованным на одном органе, желудке, распространяется на всю систему. Попадая в кровоток, он пробуждает замедленные функции каждого органа, и это происходит из-за присутствия в нашем препарате летучих компонентов растения ».
С магией в каждой бутылке своего вина и собственной харизматической индивидуальностью, Мариани вскоре оказался в окружении значительного созвездия звезд и влиятельных людей практически из всех слоев общества.
Вино Мариани текло в венах королевской семьи и анархии, пациента и доктора, гения и генерала, пап и раввинов, атеистов и мистиков, художников и исполнителей всех убеждений и извращений.
Париж девяностых стал свидетелем расцвета электрического света, декадентов, импрессионистской и символистской поэзии и наркотиков. К 1890-м годам вино Мариани переполнило чашу искусства и письма на арену политики и власти.
Когда умер Мариани, газеты назвали рекламные инновации его самым важным вкладом в историю. И все же его основная техника появилась совершенно случайно, когда он начал получать многочисленные спонтанные одобрения от выдающихся личностей того времени.
В 1895 году публикация первого тома Les Figures Contemporaines потрясла мир рекламы. Тринадцать красивых изданий одобрений Вин Мариани были напечатаны на тонкой бумаге и включали изящно выгравированный портрет каждого известного деятеля, а также краткую биографию и некоторые личные выражения признательности Мариани – стихотворение, набросок, несколько строф музыкальной композиции. немного прозы. Эти одобрения не были оплачены или не были предметом переговоров.
Как ни странно, Вино Мариани к тому времени настолько утвердилась, что не нуждалась в поддержке, поскольку Мариани не стремился завоевать более широкий массовый рынок. Великий фармацевт отказался расширять операции за пределы своего личного наблюдения. По правде говоря, вино заработало свою репутацию исключительно за счет собственных достоинств – неизменно высокого качества, надежной эффективности и мгновенно узнаваемого ощущения на языке.
Вет Мариани был завален таким количеством одобрений, что ему пришлось ограничить их включение в свой альбом.
В свою очередь, европейские королевские семьи присоединились к похвале. Короли Испании, Греции, Сербии, Швеции и Норвегии, принц Марокко и шах Персии пили вино из коки и одобряли его. Королева Виктория попросила и получила полный набор Les Figures Contemporaines , который ей очень нравился.
Между тем, в США Вино Мариани легко нашло путь в Овальный кабинет. Личный секретарь президента МакКинли Джон А. Портер направил Мариани благодарственную записку «от имени президента». Скульптор, создавший Статую Свободы, Фредерик-Огюст Бартольди, тоже любил вино Мариани.
Возможно, еще больше поразило некоторых американцев, что Томас Эдисон также поддержал Вино Мариани. Эдисон однажды чуть не поехал в Южную Америку, но пропустил лодку в Новом Орлеане. Кто знает, чем мог бы заниматься изобретатель кино и фонографа, если бы он успел на эту лодку?
Вот лишь некоторые из похвал, высказанных Мариани и его вину.
Томас Альва Эдисон : «Мсье Мариани, я с удовольствием отправляю вам одну из моих фотографий для публикации в вашем альбоме. Искренне ваш.”
Эмиль Бержера (поэт, драматург): «Один стакан кока-вина для статьи и два стакана для акварели – это моя дозировка. Но настоящий гений на дне бутылки ».
Александр Дюма: «Мариани, твои сладкие фляжки радуют мой рот».
Жюль Верн : «Поскольку одна бутылка необыкновенного вина из коки Мариани гарантирует жизнь в сто лет, я буду вынужден дожить до 2700 года! Что ж, у меня нет возражений! Искренне Ваш ».
Салли-Прюдом (поэт, философ): «Вы омолаживаете лицо как минимум на четверть века».
Эдмон Ростан (драматург, автор « Сирано де Бержерака» ): «Я всегда держу фляжку на рабочем столе».
Камиль Фламмарион (основатель Французского общества астрономов): «Солнечные лучи в бутылках».
Анатоль Франс : «Это правда, что вино из коки Мариани… разносит тонкий огонь по организму».
Луи Блерио (первый летчик, совершивший перелет через Ла-Манш в 1909 году): «Я взял с собой небольшую фляжку вина Мариани, и это мне очень помогло. Его энергичное действие поддержало меня при переходе Ла-Манша ».
А вот ещё кого нашёл в этом альбоме, узнаёте?
Несмотря на широкую популярность, которой Вино Мариани пользовалась в свое время, и тысячи известных людей, которые одобряли его использование, сегодня об этом прекрасном вине совершенно забыли.
Как Мариани жил с таким невероятным успехом? Что он сделал со всеми деньгами? Всегда был гурманом и любил устраивать большие обеды, Мариани развлекал знатных людей на своей роскошной вилле в Валескуре с ее райскими территориями. Он выращивал коку «просто для развлечения» в теплице в своей резиденции в Нейи. Потолок гостиной был отведен под аллегорию, написанную его другом Эженом Курбином: Богиня, приносящая ветку коки в Европу .
Во всех своих делах – он сколотил состояние почти вопреки себе – Мариани был идеальным торговцем кокаином. Жорж Регналь, опубликовавший биографический очерк Мариани, хорошо его описывает:
«В этой лавке никогда не было признаков подобострастия. Чувствовалось, что «дилера» не существует, а есть только человек, который спонтанно сопереживает даже малейшей проблеме того, кто входит в его лавку.
«По вечерам и в праздничные дни, когда его магазин закрывался, он возвращался наверх в свой дом и снова становился очарованным странником, любителем красоты жизни. Вечно отвлекаясь на что-то или другое, он курил на террасе среди своих роз, листал книги, классифицирующие произведения поэта и художника, которым он мог бы стать сам, если бы захотел так выразиться. Он уже предпочел оставаться дискретным любителем. Он уже покупал холсты у художников с крупными задолженностями … и постоянно расширял свое гостеприимство ».
Названный в свое время «пропагандистом коки», Мариани стал живой легендой. Но секретная формула Вина Мариани умерла вместе с ним в 1914 году, по иронии судьбы в том же году, когда Конгресс США принял Закон Харрисона о наркотиках, сделав кокаин незаконным.
Сегодня другой напиток, полученный когда-то из коки, бледная имитация вина Мариани, задает ритм современности. Нам говорят «расслабиться», «сделать паузу» и «освежиться» с помощью ответа массового маркетинга, но это уже совсем другая история о ней расскажу позже….
Smoke