Тубдиспансеры без лекарства и без продуктов
Это на пороге Всемирного дня борьбы с туберкулёзом! В тех больницах не только наркоманы и бомжи. С туберкулёзом там лежат вполне социально успешные люди: водители, учителя, бизнесмены, и сами же… врачи. Туберкулёз в Украине становится мультирезистентным – т.е. таким, что практически не поддается лечению. И вопреки всему этому в Минздраве говорят, что Украине есть чем перед специалистами по ВООЗ похвастаться. Так как в прошлом году туберкулёзом заболело меньше, чем в 2008-ом. Правда, эти данные только статистика.
Пять кроватей, испачканный умывальник и специфический запах, который невозможно передать. Татьяна здесь неделю, к выписке еще месяцы три. Говорит, грязь и меню, добивают больше за болезнь.
Татьяна, больная туберкулезом: “Туалет страшно взглянуть. Туда не зайти – накурено. Кормят очень плохо… Утром два блинчика, кусочек хлеба и масла чуть. Бывает, что чай нечем закрасить”.
В преддверии символической даты в диспансере много людей. Чтобы не страшно было ходить по отделению гостям дали маски. Специальные, праздничные.
Маска – респиратор. Она туберкулезной палочки не пропускает. Но в больнице их выдают несколько раз в год. И преимущественно – журналистам.
Защитные повязки персонал шьет или покупает своими силами, зарплата фтизиатра до тысячи гривен, не дотягивает. Врачи-пенсионеры опасаются – спасать страну от туберкулеза скоро будет никому.
Совет Процюк, доктор медицинских наук, профессор кафедры фтизиатрии Национального медицинского университета: “Кроме денег необходимы кадры. Сейчас нет врачей, кадров сейчас нет фтизиатров, профессия не престижная”.
Всплеск эпидемии туберкулеза, объясняет спикер от МОЗ: оказывается, что количество больных в Украине растет не из-за того, что люди цепляют заразу друг от друга, а потому, что их качественнее стали обследовать. Впрочем, с оборудованием в регионах снова беда – от начала кризиса – больницам не купили ни одного нового флюорографа. Теперь и своевременное поступление лекарства под вопросом. Так как бюджета в стране нет.
Ольга Стельмах, заместитель главы Комитета по вопросам социально опасных болезней МОЗ: “Уходит март, но бюджет не принят и пока процедура завершится закупок и поставок, вот мы переживаем, чтобы не были втянуты эти процессы”.
Запас лекарств почти исчерпан. А в пищеблоке уже пусто. Стратегический резерв столичного тубдиспансера – это 5 килограмм картофеля, мучения и пол пластикового ведерка пшена. Все это на 60 больных.
Галина, повар тубдиспансера: “Ни рыбы, ни мяса, ни творога, ни кефира, ни творога, ничего нет, ни круп, ни овощей, лука нет. Было время, когда нам возили в долг продукты, то сейчас в долг нам возить никто не хочет. Нет денег, нет продуктов. Вот и все. Чая нет”.
Стационар при туберкулезе – решение умное, – объясняют медики пациентам. Впрочем, остановить тех, кто убегает от голода, крадет ли продукты из холодильника, врачи не в силе.
novy.tv