Экономический кризис напрямую повлиял на количество наркоманов в Одессе. В медицинское учреждение, где попавших в беду людей освобождают от химической зависимости, стало поступать больше пациентов. Большинство сидит на «колёсах» — инъекции нынче не в моде. Когда трамадол официально признали наркотиком (лето 2008-го), наркоманы вынужденно изменили свой рацион – перешли на кодтерпин и другие кодеиносодержащие препараты.
О. Корниенко, специалист Одесского областного наркологического диспансера: наркоманы перешли на другие медикаментозные препараты, которые показаны для лечения кашля. Я не буду их называть, чтобы не рекламировать. Они безрецептурно выпускаются по 10 таблеток. Их пьют в больших количествах.
Кодеиносодержащие таблетки относятся к группе опиатов, они вызывают такую же зависимость, как раствор опия, и такую же абстиненцию – ломку. Часто кодтерпин и кодесан принимают вместе со снотворным. Это усиливает эффект.
О. Корниенко: вообще, наркомания сейчас стала штукой комплексной. Сейчас нет наркоманов, которые употребляли бы только опиаты или только эфедриносодержащие. Сейчас они все смешанные стали.
Наркоман с 10-летним стажем Аркадий подтверждает слова нарколога. По словам Аркадия, из того, что сегодня предлагает государство наркозависимым, кодтерпин и содержащий снотворное ликсон – лучший и, пожалуй, единственный вариант.
Аркадий: а у нас просто нет другого выхода — только кодтерпин, или, в крайнем случае, – содержащий кодеин коффекс. Сейчас мы ждём весны и лета – появления мака. Кодтерпин намного хуже, чем трамадол – не так сильно «прёт», очень коротко. Там ведь очень маленькое содержание кодеина. Если раньше я принимал 10-15 таблеток трамадола с сонниками (снотворным, — ред.) и чувствовал себя более или менее живым, то сейчас пью 20-25 таблеток кодтерпина с ликсоном, но это уже не то…
Наркоман утверждает: кодтерпин сделал одесских наркозависимых трезвее и заставил, как говорится, «расчехлиться». Он действительно «прёт» слабо и недолго– всего полтора-два часа – в несколько раз меньше, чем трамадол. К тому же, у нового «короля» сильный побочный эффект и тяжелый «выход», то бишь наркотическое похмелье: опухшее, чешущееся лицо, сильная боль в желудке, запоры, которые сменяются поносами и, конечно же, угнетённое состояние духа.
Аркадий: а вот ликсон, с которым часто пьют кодтерпин – вообще опасная штука. Раньше мы пили снотворные таблетки и можно было легко рассчитать, сколько тебе нужно. Сколько надо ликсона, сложно рассчитать, потому что он — жидкость. Небольшой перебор – и наступает страшное бесконтрольное состояние, в котором человек может сделать всё что угодно, совершенно не владеет своим состоянием.
Каждый пятый школьник — наркоман
Специалисты констатируют: в последнее время одесская наркомания очень сильно помолодела, к тому же, «торчит» всё больше и больше женщин. По словам врача Оксаны Корниенко, 20 % пациентов Одесского областного наркологического диспансера – девчонки, и их количество увеличивается. Сотрудник одесского отдела по борьбе с незаконным распространением наркотиков (ОБНОН) Виктор добавляет к этой безрадостной картине ещё один страшный мазок: наркозависимость чёрным цветом расцвела в одесских школах. Найти подростка, который не пробовал, хотя бы раз в жизни, тот или иной вид «дури» практически невозможно. Регулярно употребляет «колёса» или «травку» каждый пятый старшеклассник. Одно радует – инъекционные наркотики популярностью не пользуются.
Виктор: подростки боятся колоться . А употребление таблеток считают неопасным и даже безобидным. Глупые… Какая-нибудь влюблённая парочка совершенно спокойно идёт в аптеку и покупает кодтерпин. Почему бы, думают, не выпить по пачке и почувствовать себя увереннее. На самом деле – они ошибаются. Это ещё большой вопрос, что вреднее для организма – кодтерпин с лексоном или цыганский раствор? Ситуацию усугубляет то, что кодтерпин и ликсон можно купить совершенно свободно – практически в любой аптеке. Их можно продавать по закону, и если вас примет с этими препаратами милиция – ничего не будет.
Узаконенный геноцид
Справедливость последнего утверждения корреспондент «Ревизора» проверил на себе. 10 таблеток кодтерпина были куплены в первой попавшейся на глаза аптеке. Ею оказалась — знаменитая Аптека Гаевского. Она располагается всего лишь в 300 метрах от Областного нарколилогического диспансера на улиуе Льва Толстого. Ни единого вопроса корреспонденту «Ревизора» не задали – продавщица отпустила страшный товар, не моргнув глазом.
Идём на ещё больший риск: принимаем наркотик. Результат ожидаемый. Через 15-ть минут появляется ощущение лёгкой эйфории. Продолжается оно не более 40-ка минут и быстро сменяется мерзким тяжелым состоянием, которое длится гораздо дольше, чем приятная часть. До трамадола кодтерпину далеко…
В Украине создан вполне легальный рынок наркотических веществ — государство, декларируя борьбу с наркоманией, на самом деле, всячески поощряет опасную зависимость, лоббируя интересы частных и казённых фармацевтических корпораций.
Схема такого бизнеса очень проста. Сначала в аптечную систему забрасывают очередной наркосодержащий препарат. Название и аннотация самые безобидные, всякие там «таблетки от кашля», содержимое же – чистая «дурь». Наркотик совершенно открыто продаётся, кому-то разбивая жизни, а кому-то — пополняя банковские счета. Потом, когда негативный эффект от такой торговли становится очевидным для общества, власти объявляют показательную кампанию. Начинается травля, сыгравшего свою роль препарата, в масс-медиа. Затем, лекарство-наркотик выводят из оборота, запрещают. Проходит месяц-другой — и на рынок вбрасывается новая дрянь.
Так было с кодеином и трамадолом, так будет, к гадалке не ходи, с кодтерпином. К слову, этап «выведения из оборота», похоже, уже начался. Минувшей осенью некая общественная организация «Свобода» провела в Одессе серию акций, в ходе которых активисты «ловили за руку» аптекарей, торгующих, в том числе, кодеиносодержащими препаратами и аналогами трамадола. До запрета, правда, пока дело не дошло, но он однозначно будет. Интересно, чем нас «порадуют» после?
P.S. К слову, государство выбрасывает на рынок не только упомянутые препараты. Наркоманам хорошо известны и другие «легальные» вещества, свободно продающиеся в аптеках. А иногда, вполне открыто, в определённых местах продают то, что можно отпускать только по рецепту. Например, кетамин. В Одессе уже лет десять существуют настоящие места паломничества для наркоманов — так называемые «кетаминовые аптеки». Кроме того, в свободной продаже есть и другие «препараты от кашля». Это атуссин и большущий ассортимент сиропов от кашля, также содержащих наркотические вещества кодеин, этилморфин и другие. Так что при запрете любого из существующих «легальных наркотиков», можете быть уверены — государство, при современном прогрессирующем развитии фармацевтической промышленности, найдёт нам новый допинг. Проблема в том, что в Украине нет единого государственного органа, осуществляющего наркоконтроль.
Илья Геллер,
revisor.od.ua