Почему с 10 марта в Киеве прекращён доступ к базовым профилактическим услугам Снижения вреда? Почему после полутора лет успешного перехода на гос-финансирование и безупречной работы ВБФ “Дроп Ин Центр” вынужден прекратить свою деятельность в области профилактики ВИЧ среди потребителей наркотиков, а новые победители в очередном тендере до сих пор не приняли эстафету, проводимую ЦОЗ (центром общественного здоровья)?
На эти и другие вопросы, требующие оперативной реакции, попыталась ответить Ольга Горбатюк, директор Всеукраинского благотворительного фонда “Дроп Ин Центр” в этой статье.
Вот, наконец-то, настал день, когда мы, ДРОП ИН ЦЕНТР, с сожалением, но в то же время с большой лёгкостью передали эстафету по реализации Плана Перехода в части профилактики ВИЧ среди ЛУНИ в городе Киеве.
Почему с лёгкостью? Потому что добросовестно и качественно выполнили возложенные на нас обязательства, сделали всё, что от нас зависело, для максимальной эффективности реализации программы.
Почему с сожалением? Потому что наш труд и результаты, на достижение которых затрачены невероятные ресурсы и возложены большие надежды, оказались в итоге обесценены. Равно как и никому не нужными стали наши сотрудники, бесчисленные наработки по повышению качества услуг и, что особенно жаль – наши клиенты. Никому – это государству и его, так называемым, уполномоченным представителям в лице Заказчика услуг.
10 марта 2021 года стало датой, которая знаменуется очередным прерыванием услуг профилактики ВИЧ среди ЛУНИ в городе Киеве.
Несмотря на отсутствие договора с новым исполнителем, в одно мгновение государственным Заказчиком было прервано предоставление услуг, без какого-либо подготовительного этапа. Утром 09 марта ДРОП ИН ЦЕНТРУ было выставлено требование прекратить оказание услуг в этот же день и в срочном порядке подать отчётность.
Ну что ж, договорные обязательства выполнены. Самое время подвести итоги и сделать выводы.
Надеемся, данная информация станет интересна представителям сообщества, будет полезна для коллег и лиц, принимающих решения, и использована исключительно в интересах ключевых групп в целях развития жизненно важных программ. И, может быть, хоть в какой-то степени воспрепятствует дальнейшему деструктиву и деградации государственной политики в сфере профилактики, ВИЧ-сервисов и в отношении к НКО.
О нашем тесном знакомстве с Планом Перехода мы хотим рассказать с точки зрения экспертов снижения вреда, непосредственных предоставителей услуг и людей, руководствующихся высокой личной мотивацией в реализации программ.
Так какой же он, План Перехода? Как он реализуется на самом деле?
В 2019 году всё выглядело достаточно перспективно – встречи, дебаты, планы, масштабные конференции. За исключением, конечно, искуственно созданной нездоровой конкуренции между партнерскими НКО в регионах, которые десятилетиями прекрасно работали и успешно взаимодействовали, пока их не столкнули лбами в контексте «деребана» клиентов, территорий и «шкуры не убитого медведя».
С целью сглаживания острых углов были предусмотрены даже типа «мероприятия по медиации», которые, по крайней мере в Киеве, оказались абсолютно безграмотными и бестолковыми, только усилили противостояние и привели к тому, что некоторые партнёры полностью прекратили не то, что сотрудничество, а вообще элементарное общение между собой.
Время шло, закупочные процессы затягивались, и ко второй половине года наступили те долгожданные даты оглашения тендеров, аукционов и отбора победителей. Участники торговались как могли, Заказчик дисквалифицировал кого хотел, обиженные подавали в суд на всех, кого угодно без разбора, воодушевленные Победители с новыми силами приступили к делу…
И тут, нежданно-негаданно, 2019 год подошел к концу. И что? Тендера на следующий год, которые, согласно законодательству, проводятся на ежегодной основе, ещё не проведены, средства на реализацию программ на будущий год ещё не выделены. НКО делают заложниками государственного финансирования, когда в условиях переходного периода из года в год организации вынуждены за копейки реализовывать программы, точнее то, что от них осталось, пока Заказчик не соизволит провести необходимые закупочные процедуры.
Конец уходящего и начало следующего года характеризуется «киданием кости» организациям в виде возможности предоставить услуги клиентам в объеме не более 20%. И государственному Заказчику совершенно безразлично что будет с людьми и возможна ли работа в таких условиях в принципе. Естественно, острый дефицит финансирования влечет за собой вынужденные сокращения кадров и деятельности (функционирующих пунктов, регулярности их работы, количества услуг для клиентов и пр.) и, соответственно, пагубно сказывается на организационном потенциале НКО. Помимо всего прочего, «интересно» то, что начало каждого года у государственного Заказчика услуг датируется серединой декабря предыдущего года, что дополнительно приводит к искусственному сокращению программ. Нет-нет, не подумайте, что это ошибка. У Заказчика на всё есть «обоснованные причины» – своя трактовка законов, юридических аспектов жизнедеятельности страны, финансирования программ и особенностей осуществления Казначейских операций.
По результатам 2019 года объединением НКО Украины было подготовлено коллективное обращение в Глобальный фонд с описанием возникших в процессе Плана Перехода проблем и рисков. Это обращение НКО попытались приткнуть на рассмотрение в Нацсовете по ВИЧ/СПИДу, получили «по шапке» за такую инициативу, подумали, что переживём и продолжили работать дальше…
Так и дожили до новых тендеров на 2020 год, которые по традиции были проведены с опозданием и завершены плюс-минус только к началу апреля 2020 года. «Набив шишки», надеясь на лучшее, предполагая, что самое сложное позади, силами НКО реализация программ профилактики ВИЧ, ухода и поддержки продолжилась за средства Государственного бюджета.
К сожалению, начало реализации программ в 2020 году пришлось на распространение пандемии COVID-19 и карантинные ограничения в Украине. Это стало ещё одним испытанием для НКО, на преодоление которого были брошены всевозможные ресурсы с целью обеспечения устойчивости программ и доступа ключевых групп к жизненно важным услугам. Что касается ДРОП ИН ЦЕНТРа, то мы во многом благодарны МБФ «Альянс общественного здоровья» за оказанную помощь в поставках средств индивидуальной защиты и возможности расширения выездов мобильной амбулатории, что помогло нам сохранить проекты снижения вреда в городе Киеве и ни на день не прервать свою работу.
Тем временем План Перехода продолжался и готовил новые сюрпризы. К лету 2020 года, когда НКО более-менее приспособились к работе в новых условиях, оказалось!!!, что далеко не все нуждающиеся в услугах могут их получать. К существующим ограничениям по количеству услуг на одного клиента присоединилось новое ограничение – среднестатистическое количество получателей услуг неожиданно для всех стало предельным! Всё это произошло в лучших традициях – «задним числом». Заказчик просто начал «резать» количественные результаты работы НКО и не оплачивать проделанную работу по «лишним клиентам». Мы не будем сейчас останавливаться на том, достаточно ли активному потребителю инъекционных наркотиков 9 услуг по выдаче шприцев в год, но, если клиент вовремя не засветил свою карточку в определённый период и не успел попасть в охват – он и вовсе теряет возможность получать услуги, пока Заказчик не проведёт очередной тендер и не подпишет новый договор.
Следует так же отметить, что, переведя благотворительные программы профилактики ВИЧ, ухода и поддержки на коммерческую основу, обложив организации дополнительными налогами в виде НДС при переходе на государственное финансирование, практикуя систематические задержки в оплате услуг, Заказчик не стесняется регулярно выставлять перед НКО всё новые ограничения и требования, а также подкидывать дополнительные задания и активности, которые не оплачиваются, но по которым требуется немалый документооборот и отчётность, и которые должны быть выполнены в добровольно-принудительном порядке.
Все наши проблемы и риски, возникшие в процессе реализации программы за средства государственного бюджета, наши запросы на получение разъяснений так и остались нашими, и на сегодняшний день являются историческим достоянием для будущих поколений в виде официальных писем Заказчику, которые остались без ответа.
Для усиления эффекта Плана Перехода в декабре 2020 года Центр общественного здоровья провёл очередную всеукраинскую конференцию с участием заинтересованных сторон в режиме он-лайн. Выступления спикеров на конференции длились четыре дня. Выступали основные реципиенты Глобального фонда, представители государственных учреждений, Заказчика услуг. Презентовали то, что посчитали нужным. После выступления представителя Министерства здравоохранения Украины, внимание НКО было обращено Заказчиком на то, что мы должны быть благодарны Министерству за выделенное финансирование. На наш взгляд, это подтверждает налаженную обратную связь между Заказчиком и Министерством. Правда, почему-то, такая связь отсутствует с НКО, для которых на конференции не было предусмотрено ни возможности написать в общий чат, ни выступить, ни камеру включить, ни увидеть других участников. Только поднять руку, что не являлось гарантией возможности взять слово, поскольку кроме организатора никто не мог видеть желающих выступить…
Так и перешли в 2021 год.
И опять всё сначала – сокращение объёмов услуг в начале года, задержки оплат, нарастающая конкуренция в тендерах, удешевление услуг по результатам аукционов и, как следствие, неутешительные перспективы для всех.
Так что же с профилактикой ВИЧ среди ЛУНИ в Киеве в 2021 году? По упомянутой выше процедуре Договор 2020 года с ДРОП ИН ЦЕНТРом был продлён в 20%-ом объёме. По старой схеме, началом 2021 года Заказчиком было назначено 12 декабря 2020 года. Предельный охват ЛУНИ услугами профилактики в Киеве был установлен на уровне 2363 клиентов!!! Кто же эти 2363 уникальных счастливчика, имевшие возможность получать услуги, которые оплачивались Заказчиком? Это те, кто успел впрыгнуть в уходящий поезд в период с 12-го до середины дня 18-го декабря 2020 г. Все остальные остались за бортом событий Плана Перехода. Как говорится: «Кто не успел, тот опоздал».
Из новенького в 2021 году – уменьшение предельного охвата ЛУНИ в Киеве на 1742 человека, по сравнению с 2020 годом. На PROZORRO Заказчик пояснил, что «так можно было». Таким образом, услуги профилактики ВИЧ в Киеве будут доступны только для 19883 ЛУНИ, что составляет 57% от оценочного количества представителей соответствующей ключевой группы.
Ну что ж, новый тендер 2021 года проведён, договор с новым исполнителем в Киеве заключен, эстафета передана! Интересно, конечно, кто, где, когда и какие услуги сможет получать, но это уже совсем другая история…
Желаем всем нам сил и благоразумия. Берегите себя!
Далі буде.:)
Ольга ГОРБАТЮК
директор Всеукраинского благотворительного фонда «Дроп Ин Центр»