Социологи из фирмы PSB Research совместно с изданием Buzzfeed News провели опрос и узнали мнение водителей о безопасности езды под марихуаной. Из 1200 респондентов две трети признали, что водить авто под хаем небезопасно, сообщает издание The Guardian.
Тем временем, потребители марихуаны, принявшие участие в анкетировании, думают иначе: почти половина из них (48%) сообщили, что находят накуренную езду вполне безопасной. При этом 17% назвали вождение под травой «?очень безопасным»?. Среди тех, кто не курит, с таким мнением согласились 14% опрошенных.
Любители травы часто утверждают, что марихуана улучшает концентрацию и внимание к деталям, а водитель в таком состоянии ведёт себя осторожнее, поэтому употребление каннабиса не может негативно сказаться на качестве управления авто.
Что говорят факты
Мета-анализ 60 исследований о марихуане показал, что ТГК ухудшает все показатели, необходимые для безопасного вождения: координация движений, зрительные функции и способность к выполнению сложных задач.
Практика же, на удивление, почти не подтверждает эти данные: результаты исследования, опубликованого в «?Американском журнале наркомании»?, показали, что в накуренном состоянии качество вождения испытуемых не становится значительно хуже.
После употребления 6,25 мг ТГК (треть косяка) у водителей ухудшилась реакция на неожиданные события, а качество операций, требующих сознательных решений, не ухудшилось вообще. Исследователи отметили, что опытные стоунеры практически не допускали нарушений, за исключением случаев, когда трава сочеталась с алкоголем.
«?Хотя когнитивные исследования предполагают, что употребление каннабиса может привести к небезопасному вождению, эксперименты показали, что оно может иметь противоположный эффект»?, — говорится в выводе работы.
Идентичные результаты показало ещё одно исследование: его участникам давали алкоголь, марихуану и их комбинацию, затем оценивали качество езды в симуляторе. Накуренные водители были более осторожны на дороге и продемонстрировали приемлемый уровень соблюдения правил. Проблемы возникли лишь со способностью двигаться по одной траектории.
Учёные предполагают, что такие результаты связаны с тем, что под марихуаной водители могут переоценивать свои нарушения, а под алкоголем они обычно не замечают оплошностей в управлении. Стоунеры чаще всего едут с меньшей скоростью, реже идут на обгон и увеличивают дистанцию с автомобилями, едущими впереди. Помимо этого, такой результат связывают и с повышенным самоконтролем людей, проходящих тестирование.
С момента легалайза в некоторых штатах США исследователи пристально следят за количеством ДТП. В 2017 году роста смертельных случаев в Вашингтоне и Колорадо, где марихуана легальна, не установили. Но, согласно открытым данным страховых компаний, количество столкновений возросло: на 12.5% в Колорадо и на 9.7% — в Вашингтоне.
В среднем количество сообщений об авариях в штатах, где трава легальна, увеличилось на 5.2%.
Факты о безопасности вождения под марихуаной противоречивы, но законы стран, где она легальна, однозначно строги к накуренной езде. К примеру, в Канаде минимальный штраф за такое нарушение — 1000 канадских долларов и лишение прав на срок от 3 дней (при низких дозах) до 3 месяцев. Максимальное наказание — до 5 лет тюрьмы, даже если поездка не причинила никому вреда. Вдобавок правительство страны собирается ввести новый тест на определение метаболитов каннабиноидов с помощью электронных анализаторов.
В США единого закона о вождении под марихуаной нет, поскольку легалайз на федеральном уровне пока не наступил. В Калифорнии за езду под ПАВ вилка финансового наказания более щадящая. При первом нарушении — штраф от 390 до 1000 долларов, а вот права аннулируют на полгода, и кроме этого есть вероятность отправиться в тюрьму на срок до 6 месяцев.
В случае рецидива в течение 10 лет последующие наказания будут жёстче: за решёткой придётся провести минимум несколько дней (максимум год), а прав лишат на 2 года. Максимальное наказание в случае последующих нарушений в течение 10 лет — год тюрьмы и лишение прав на 4 года + штраф.