Познание Духа

Человечество употребляет наркотические препараты с незапамятных времен, а галлюциногены всегда занимали почетное место среди них. Но что мы на самом деле знаем о употреблении психотропов примитивными культурами?

Что они употребляли и с какой целью? Был ли это высокодуховный ритуал или простая погоня за наслаждением? Давайте поговорим об этом, основываясь на данных антропологов, историков и этноботаников.

 

Коренные народы Сибири

Мухомор
Этот гриб известен не только среди северных народов, а по всему миру (естественно за исключением регионов где мухомор не растет), однако наибольшую популярность он завоевал всё-таки именно в тундре, среди кочевых охотников и оленеводов. Такую ситуацию можно объяснить в первую очередь тем, что ни алкоголя, ни других психотропов северяне не знали. Употребление мухоморов же они предположительно переняли у оленей, которые в результате его приема заваливались спать, точно упившийся в стельку пьяница.
Как правило, сбор грибов проводился в августе, когда на шляпке появлялись характерные белые крапинки (хотя к примеру самоеды дожидались глубокой осени, пока грибы перезревали и высыхали прямо на месте роста). Некоторые народы сушили грибы под утренним солнцем, другие– употребляли их сырыми, известны случаи готовки отваров из мухоморов (что с позиции науки весьма разумно– иботеновая кислота (ядовитый алкалоид мухомора) разлагается при температуре около 90 градусов Цельсия, а мускарин (психоактивный компонент) при 110 градусах). Но особого внимания заслуживают затейники, которые собирали мочу оленя объевшегося грибов и пили ее (что характерно– это самый щадящий для человеческого организма способ употребления мухомора). Так же бывали случаи когда часть людей ела плодовые тела мухоморов, а другие употребляли уже их мочу в качестве наркотического препарата.

Алкалоиды, содержащиеся в мухоморе, вызывают отравление, галлюцинации и привыкание. Еще один эффект заключается в том, что находящиеся вблизи предметы кажутся либо очень большими (макропсия), либо очень маленькими (микропсия). Возможны телодвижения и конвульсии. Приступы сильного возбуждения сменяются моментами глубокой депрессии. Amanita muscaria, в отличие от других галлюциногенов, вызывает неестественно сильную физическую подвижность. С ней может быть связано так называемое состояние экстаза, которого умеют добиваться сибирские шаманы. Жители тундры придерживались верования, что грибы – это другая форма разумной жизни и называли их другое племя.
Мухоморы традиционно применялись в развлекательных целях и в целях прорицаний. В последнем случае, как правило обращались к шаману, но не всегда. Известны свидетельства, что и рядовые члены племени принимали мухомор в поисках ответов на волнующие их вопросы.

 

 

Индейцы Северной Америки

Табак, дурман, бобы мескаля
Для равнинных индейцев, как и для всех остальных коренных народов Северной Америки, чрезвычайно важное значение имели открытия личности на уровне подсознания — просветления. Наркотические растения были ценны тем, что помогали индивиду достигать таких необычных состояний, когда перед ним открывалось сверхъестественное. В местах обитания индейцев произрастало несколько видов галлюциногенов, в частности– табак, дурман и бобы мескаля.

Табак

Табак играл важную роль в культуре индейцев и хотя разводили его лишь несколько племен, курили табак все народы. Однако не стоит путать тот табак, что курили народы Северной Америки с тем, что употребляется сейчас повсеместно. В наше время из коммерческих сортов табака активно выводят алкалоиды горман и норгарман. В полудиких сортах индейцев содержалось достаточно МАО ингибиторов, чтоб достигать легкого психоделического эффекта. Ну и конечно же в этом табаке никуда не делся никотин, который помимо всех прочих его эффектов воздействует на серотониновые рецепторы и отвечает за удовольствие и спокойствие, которые испытывает курильщик.
В комбинации с МАО ингибиторами эффект продлевается. Табак применялся преимущественно в медицине (заживление ран, головная боль) и в ритуальной сфере, причем как в социальных (известнейший среди них “трубка мира”), так и в религиозных обрядах (окуривание жилища от злых духов и прорицание).

Дурман

Дурман употребляло большинство племен, обитавших на юго-западе, включая Аризону, Нью-Мексико, Техас и Калифорнию. Это растение содержит высокотоксичные алкалоиды: атропин, гиосциамин и скополамин, зная о опасности его применения употребляли дурман только в определенных ситуациях. Растение применяли когда кто-либо хотел поймать вора или расплатиться за нанесенную любовную обиду. Человек или просто жевал дурман или пил приготовленный из него настой и сопровождал это небольшим ритуалом. Если же он был слаб здоровьем, то мог не рискнуть испытать на себе силу растения и тогда за определенную плату индеец находил для себя замену.
Приняв дурман человек испытывал транс, видения или звуковые галлюцинации. Иногда он испытывал два или даже все три типа ощущений одновременно. Когда человек входил в транс, он блуждал в состоянии оцепенения или наркотической дремы. Во время своих блужданий он мог сказать, что нашел вора или место, где находится пропавшая вещь. Если он испытывал визуальные ощущения, он мог увидеть этого вора или это место. Если этого не происходило, человеку казалось, что он знает, где нужно искать, когда прекращалось действие психотропа. Также могли появляться голоса и направлять человека в нужное место.

Индейцами эти ощущения испытывались неоднократно. Они были твердо уверены, что свойства растения помогут им отыскать украденное имущество. И действительно, кроме рассказов самих испытавших ощущения об их удачных находках, приведено несколько случаев, когда обвиненные в воровстве впоследствии признавались.
Видения под действием дурмана использовались также для установления причины заболевания. Если было нарушено табу, если животное или человек подозревались в том, что они больны — все это должно было стать объектом галлюцинаторных ощущений. Когда причина недуга была установлена, чтобы добиться исцеления, необходимо было прокричать особые молитвы. Оставшиеся листья дурмана использовались как лекарство для лечения внутренних язв и болячек. В редких случаях дурман давали вместе с табаком, как средство против бреда.

 

Бобы мескаля

Это растение, впервые описанное Ортегой в 1798 году, было чем-то вроде вечнозеленого кустарника или маленького деревца с семенами, похожими на бобы. Бобы мескаля использовались разными племенами североамериканских индейцев из-за их галлюциногенных свойств. Бобы перетирали в порошок и добавляли в напиток из агавы– мескаль. Чисто ассоциативно эти бобы стали называть «бобами мескаля». Бобы высоко ценились вдоль всей мексиканской границы. За нитку около двух метров длиной, с нанизанными на нее бобами можно было приобрести пони. Половина боба вызывала у человека исступленное веселье в бессознательном состоянии, в котором он мог находиться два-три дня, а целый боб мог убить человека. Предполагается, что различные индейские племена догадались употреблять этот препарат, обнаружив бобы в желудках диких оленей, которые пьянели от них. Наиболее распространено это растение было среди апачей, команчей, делаваров, айова, канса, омаха, ото, осагов, пауни, понка, тонкава и вичита.
Кроме психотропных свойств, бобы мескаля почитались как тотем силы. Походная сумка расшитая красными бобами считалась сильным оберегом, что приносил удачу на войне, на скачках и на охоте (особенно– на бизонов). Дополняющими силу бобов растениями считались полынь и кедровые орехи– их также добавляли к украшению сумки. Также бобами могли украшать оружие и одежду. Собственно, эта функция со временем стала основной, особенно когда на смену употреблению бобов мескаля пришел культ мескалиновых кактусов.

 

Жители гор Новой Гвинеи

Грибы

Кума и Каимби выделяются среди всех народов мира, связанных с употреблением галлюциногенов. Повсюду наркотические растения используются в религиозных и магических ритуалах. Однако эти племена, обитающие в горной части Новой Гвинеи, используют несколько видов галлюциногенных грибов в повседневной светской жизни. Большинство ученых связывают употребление ими таких растений с разрешением внутриплеменных ситуаций и конфликтов.

Два этих племени, живущие в долине Ваги на западе Новой Гвинеи, очень похожи на другие горные народы, связанные с земледелием. В данном случае, это выращивание сладкого картофеля, бананов, кукурузы, фасоли и сахарного тростника. Важное значение для их культуры имеют свиньи. Мери Ри охарактеризовала их культуру, в основном, как гедонистическую, связанную с рядом нерелигиозных действий, направленных на самовозвышение, демонстрацию своих достоинств, осуществление контроля над женщинами и увеличение поголовья свиней. Погоня за славой и превосходством одного члена племени над остальными, антагонизм между мужчинами и женщинами, противостояние между молодыми и старыми и деление на родственников и чужаков — все это главные черты общества кума и каимби. Эти черты являются почвой для совершенно уникального использования галлюциногенных грибов, когда их употребление — лишь одно из средств достижения культурных целей и не связанно с религией. Кума и Каимби употребляют грибы pandanus, boletus и psilocybe, которые вызывают озноб, галлюцинации, потерю речи и раздвоение зрительных образов. Аборигены различают четыре вида пригодных для употребления грибов: белая шляпка на желтой ножке; маленькая красноватая шляпка на белой ножке; оранжево-окрашенный гриб и, наконец, оранжевый гриб на тонкой ножке, которая в середине имеет фиолетовую окраску, если гриб свежий. Все четыре разновидности растут на пнях и поваленных деревьях. О том влиянии, которое оказывают грибы на племена, достаточно хорошо известно из сообщений антропологов и писем европейцев. Заряженные огромной энергией женщины, находясь в состоянии наркотического опьянения, впадают в состояние исступления и невменяемости, начинают танцевать и петь, показывая себя во всей красе своим мужьям и сыновьям.

Им разрешается даже взять в руки оружие или потанцевать в одной компании с мужчинами и незамужними девушками. Когда женщины возвращаются в свои дома, они похваляются настоящими и мнимыми сексуальными успехами. Если женщина чувствует, что к ней будут приставать, но не хочет проявить себя, она нырнет в находящуюся поблизости реку. Нарушающее устои поведение женщин символизирует, по мнению исследователей, выраженный в форме ритуала протест против их традиционно низкого положения в обществе.
Мужчины под воздействием грибов ведут себя по-другому. Они надевают на себя всю амуницию, хватают оружие и пытаются терроризировать каждого, кто попадает в их поле зрения. Нападая на членов своего клана и родных, они часто заходят и в другие селения, чтобы напугать дальних родственников. Судя по описаниям, мужчины напряжены и возбуждены, их пробирает дрожь до кончиков пальцев, в глазах двоится, и они страдают от афазии. Хотя были сообщения о том, что кто-то незначительно пострадал, грибное бешенство если и приводит к серьезным ранениям, то очень редко, и никогда — к смерти(!) На самом деле, родственники подвергаются нападению только в присутствии наблюдателей, и нападающего в любое время, если это необходимо, можно остановить. Что еще интересно, даже когда несколько мужчин находятся в состоянии бешенства, они не обращают внимания друг на друга, направляя его только на тех, кто трезв. Женщины и подростки в поисках острых ощущений нарочно подстрекают их к агрессии. Для мужчин — главных героев этого спектакля — происходящее является отклонением от нормы, и, впоследствии, они будут шутя вспоминать о своих поступках. Люди, опьяненные грибами, никогда не становятся объектами насмешек, но, в то же время, не достигают какого-то особого уважения со стороны общества. Скорее всего, племена считают, что люди в таком состоянии не должны отвечать за свои поступки. Интересно, что «большие люди» или колдуны, которые находят другие способы косвенного выражения агрессии, не подвержены употреблению грибов.

 

Перуанские Наска

 

Кактусы, кока, уилку (anadenanthera peregrina)

Культура наска знаменита своими водопроводами, погребальницами и разнообразными материальными реликвиями, в частности керамикой удивительно высокого качества. Широкую огласку получили так называемые «линии наска» – массивные грунтовые сооружения с изображениями животных птиц и насекомых на них. Большая часть информации известной нам о наска базируется на их культурном наследии, и следует отметить что мотивы кактуса, дурмана и уилку (все эти растения произрастали в ареале их обитания) часто встречаются на рисунках, украшающих керамику. Что касается коки– она фигурирует в искусстве наска гораздо реже, что антропологи и этноботаники объясняют тем, что кока у наска не росла, а являлась импортным товаром, который они могли выменивать у горных народов. На керамике наска изображены мотивы вождей-шаманов, которые употребляя галлюциногены и психоделики обретают власть над животными, побеждают в войнах, исцеляют и летают по воздуху. Кстати, все традиционные для наска психотропные средства используются в целительстве по всему побережью и в тропических лесах Перу и в настоящее время. И если большая часть применений психотропов не является чем-то уникальным для наска – целительство, взаимодействие с миром духов и покорение животных-помощников характерно для шаманизма по всему миру, то о полетах духа хотелось бы поговорить отдельно. Хотя «путешествия по воздуху» — типичные для шаманов (под воздействием галлюциногенных растений) ощущения выхода из тела, по всему миру, ни в одной другой культуре не создавались гигантские рисунки, которые были предназначены определенно для летающих духом шаманов. Хотя истинный смысл этих рисунков утерян, мы можем предположить, что это был в некотором роде способ выражения почтения вождям-шаманам, а также скорее всего служило оберегом. Следует отметить, что изготовление линий наска– это колоссальная работа. Различные формы — летящие птицы, насекомые, кошки, касатки, рыбы, спирали (возможно, свернутые клубком змеи), змеи-птицы, летящие пеликаны и изображения больших растений.

Некоторые линии имеют длину свыше 1700 метров, в то время как остальные тянутся на расстояние более двух с половиной километров. Хочу отметить, что все темы «линий» встречаются также в керамике и на тканях этого региона, что явно отражает их высокую важность для народа наска.
Некоторые из сооружений напоминают скорее геометрические фигуры, чем животных. Это может быть связано с другим эффектом, возникающим под действием классических психоделиков фенилэтиламиновой и триптаминовой групп. Очень часто те, кто принимал эти препараты, отмечали, что картины их видений представляют собой калейдоскоп геометрических форм. Считается, что причиной тому внутреннее оптическое явление, которое «сидит» внутри нашего глаза в виде небольших пятен, крапинок или других объектов, перемещающихся в зрительном поле одновременно с движениями глаз и движениями конусов и палочек в глазном яблоке. Под действием психоделиков восприимчивость повышается и эти узоры становятся видимы, что на сегодняшний день неоднократно подтверждено экспериментально.

На этом закончим первую часть экскурса в духовный и не очень мир коренных народов на этой ноте. Но – продолжение следует…

 

Всеволод Булыга

*Иллюзии подразумевают, что человек способен отличать их от реального мира (классические психоделики ЛСД, псилоцибин и т.д.), а вот галлюцинации человек не способен отличить от реальности (мухоморы, дурман и т.д.) – прим. авт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *