Конопля для человеческого племени испокон веку – растение-союзник, растение-проводник. Вряд ли можно найти другое, столь много значившее для людей на протяжении всей их истории.
Почти каждый регион произрастания этой удивительной травы имеет свои традиции, связанные с ее употреблением. Гималаи, Ямайка, Марокко… Но оставим в стороне Ямайку с ее тёплым климатом и приблизим свой взор к реалиям наших, относительно северных, широт.
Одним из самых интересных и древнейших племён, употреблявших коноплю, были кочевые племена скифов, которых смело можно считать нашими не такими уж и далекими предками (греч. ??????). Скифы известны, с одной стороны, как варвары, захватившие земли в Центральной Азии, Средиземноморье, России и Европе.
С другой стороны, древнегреческие философы Эфор и Страбон описывают скифов как людей исключительной честности и справедливости, в которых не было злодейства и которые «отличались порядочностью и рассудительностью». Отважные охотники и воины, обладатели особенного чувства красоты, они оставили значительный след в истории. Скифский звериный стиль, в частности, оказал большое влияние на культуру этого региона.
Как известно, благодаря описаниям Геродота в “Истории” (книга IV “Мельпомена», гл. 74-75), конопля была важнейшей составляющей скифского культа почитания мёртвых, а также сопутствующих обрядов очищения. Вот что говорит Геродот о скифской бане:
«Растет у них в стране конопля, более всего напоминающая лён, от которого отличается толщиной и высотой. Этими качествами конопля намного превосходит лён. Она растет и сама по себе, и посеянная. Из нее фракийцы делают себе одежду, чрезвычайно похожую на льняную. Тот, кто не очень хорошо её знает, не различит — из льна эта одежда или из конопли; тот, кто вовсе не видел конопли, считает, что одежда льняная. Так вот, скифы, взяв зёрна этой конопли, подлезают под покрывала и затем бросают зёрна на раскаленные на огне камни. Насыпанное зерно курится и выделяет столько пара, что никакая эллинская парильня не может это превзойти. Скифы же, наслаждаясь парильней, вопят. Это у них вместо мытья: ведь они вообще не моют тело водой. Женщины их растирают на шероховатом куске кипариса, кедра и ладанного дерева, добавляя воду, и этой перетертой густой массой натирают все тело и лицо. От этого они приобретают аромат. А на следующий день, сняв пластырь, они одновременно становятся чистыми и блестящими».
То есть в конопле скифы находили пользу со всех сторон: и для изготовления одежды, и для парфюмерии, и для экстаза и очищения сознания.
Обряды употребления конопли, описанные Геродотом, долгое время также считались мифами. Но археологи подтвердили существование таких ритуалов после раскопки курганов на территории Евразии. Помимо важнейших предметов домашнего обихода, оружия и драгоценностей почти в каждом захоронении археологи обнаружили бронзовый котёл своеобразной скифской формы. Дно такого котла имело вид усеченного конуса, под которым можно было разводить огонь. Верх котла – полусферический, с ручками на противоположных сторонах в виде фигур животных. Размер такого приспособления варьируется от совсем маленького до 75 фунтов (35 кг).
Как же была устроена скифская баня? В центре юрты был установлен котел, в который помещались раскаленные камни. На них кидали коноплю , (предположительно то, что Геродот называет «семенами», было бошками). Таким образом, пар и дым не улетучивался сразу, а циркулировал в тесном помещении юрты и вдыхался участниками ритуала. Схожая конструкция используется некоторыми индейскими племенами с древних времен и по сей день (ритуал инипи).
К слову сказать, такую конструкцию кочевой бани и теперь можно встретить на различных опэнэйрах, правда курят там сейчас по-простому.
По словам Эндрю Шэрретта, «скифской традиции употребления горящей конопли в качестве наркотика приблизительно пять или шесть тысяч лет».
Хочется отметить ещё одну известную археологическую находку, связанную с медицинским использованием. В одном из скифских курганов археологи нашли мумию женщины, тело которой было покрыто татуировками; там же были обнаружены останки конопли. По мнению ученых, тело могло принадлежать пророчице, «избранной духами». По мнению доктора археологии Натальи Полосьмак, женщина при жизни мучилась от сильной боли. Таким образом, растение имело как медицинское применение, так и использовалось в шаманских целях.
«Вероятно, для больной женщины постоянное вдыхание паров конопли стало и вынужденной необходимостью, и она часто находилась в состоянии изменённого сознания. Можно предположить, что её соплеменники думали, что в такие моменты её устами могли говорить души умерших предков, духи, боги. Подобные умения и знания, полученные на подсознательном уровне под воздействием, вероятно, галлюциногенов, высоко ценились в обществе. Её экстатические видения, вероятно, позволяли считать её существом исключительным, избранным, необходимым, действующим во благо обществу. Она могла быть полезна и необходима именно в таком качестве — избранницы духов, поэтому её и берегли до последнего вздоха» [пруфы].
Находка небольшого горшка с коноплей в кургане «скифской принцессы» на Алтае показывает, что курили как мужчины, так и женщины. Археолог Руденко, занимающийся раскопками в урочище Пазырык, отмечает:
«Вне всякого сомнения, окуривание коноплёй и гашишем не только сопровождало обряд очищения после погребения, но использовалось в повседневной жизни; скифы употребляли гашиш просто в качестве наркотика. Не зря Исихий Александрийский в своём “Лексиконе“ называет гашиш «скифским окуриванием, обладающим такой силой, которая опьяняла всякого, кто пробовал его хоть раз. Они жгли и вдыхали семена гашиша“.
Резюмируя, замечу, что скифы воплощают наиболее раннюю культуру употребления конопли, культуру целостную и многообразную. Это волшебное растение в те времена обслуживает бытовые (одежда), мистические (культ предков, очищение, экстаз) и рекреационные нужды общества.
Так может и нам, друзья, последовать предкам и бросить в бане на камни пару душистых бошек? Предки, похоже, знали в этом толк. Ради пущего здоровья, очищения и просветления разума.
Скіфи захопили землі в расєі???