"Речь идет об установлении порога, который будет адекватен уровню общественной опасности преступления. Не имеет смысла и экономически неэффективно заключать наркозависимого в тюрьму за хранение разовой дозы наркотиков, как до последнего времени это происходило в некоторых странах, в частности в Украине" (из доклада П.Скалы)
52 СЕССИЯ КОМИССИИ ООН ПО НАРКОТИКАМ
(г. Вена, Австрия, 11-20 марта 2009 г.)
Украина
Павел Скала, Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине
Уважаемые участники, в своем выступлении я хотел бы вернуться к теме необходимости сбалансированного и оптимального подхода в вопросах наркополитики, именно в контексте противодействия незаконному обороту наркотиков. К сожалению, украинское антинаркотическое законодательство, принятое 14 лет назад, не привело к устранению большинства проблем в сфере незаконного оборота наркотиков. Не были достигнуты и цели, поставленные в декларации по наркотикам, принятой на 20-й специальной сессии генассамблеи ООН. Из этого необходимо сделать соответствующие выводы: концентрация на первостепенности силового подхода в решении проблемы, к сожалению, не всегда подтверждает свою безоговорочную эффективность.
Долгое время силовые ведомства в Украине выступали против новых на то время и эффективных подходов, в том числе тех, которые базируются на подходах снижения вреда и соблюдения прав человека, в частности людей, затронутых проблемой наркопотребления.
Однако с 2008 года в Украине произошли существенные и достаточно либеральные изменения в антинаркотическом законодательстве. В Украине впервые начала внедряться заместительная поддерживающая терапия, которую сейчас имеют возможность получать более 2000 наркозависимых людей в Украине.
С 2008 г. существенно либерализировано законодательство в сфере оборота наркотиков, в частности, устранена государственная монополия на право легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Снижение вреда стало одним из основных направлений государственной наркополитики и было включено в соответствующий Закон «Об обороте наркотических средств».
Несколько слов о важности декриминализации наркозависимых людей, как эффективного подхода, который позволяет перенаправить финансовые и человеческие ресурсы на противодействие организованной наркопреступности. Еще раз уточню – я говорю о декриминализации наркозависимых людей. Речь идет о необходимости определения и установления на основе научных методов универсальных единых порогов привлечения к уголовной ответственности, определения размеров веса наркотиков, за хранение которого человек может попасть под действие правоохранительной системы и в дальнейшем подвергнуться наказанию. Речь идет об установлении порога, который будет адекватен уровню общественной опасности преступления. Не имеет смысла и экономически неэффективно заключать наркозависимого в тюрьму за хранение разовой дозы наркотиков, как до последнего времени это происходило в некоторых странах, в частности в Украине. Во многих же странах Европейского союза максимальное наказание за такое правонарушение – штраф. Освободившиеся ресурсы можно с успехом направить на противодействие именно опасным формам преступлений, незаконному обороту тяжелых наркотиков, «отмыванию» денег, полученных в наркобизнесе, и раскрытию подпольных нарколабораторий, которые все чаще документируются и раскрываются в Украине. Как показала практика, запрещение одного препарата и включение его в список наркотических неизбежно ведет к переключению наркозависимых на употребление других видов наркотиков, зачастую более опасных. В частности, такую тенденцию мы наблюдаем в связи с тем, что с 2008 года в Украине психоактивное вещество «трамадол» было включено в список наркотических препаратов. Существенно снизился оборот этого наркотического препарата, но десятки тысяч наркозависимых людей перешли на употребление более опасных наркотических средств.
В Украине проблема ВИЧ/СПИДа является одной из приоритетных, а по темпам распространения ВИЧ-инфекции Украина лидирует на постсоветском пространстве и в Восточной Европе, поэтому эта проблема для нас очень актуальна. В этой связи важный момент – это декриминализация наркозависимых людей и перемещение акцентов именно на противодействие организованным проявлениям наркобизнеса.
Хочу завершить свое выступление вопросом первостепенности подходов, связанных с необходимостью соблюдения прав человека, в том числе, когда мы говорим о необходимости эффективного противодействия незаконному обороту наркотиков.
======================================================================
Украина
Павел Скала
Выступление на 52-й сессии Комиссии ООН по наркотическим веществам 18.03.2007 г
п.4 «Сокращение спроса на наркотики»
Уважаемый господин председатель, уважаемые делегаты,
Украина полностью поддерживает предыдущее заявление и позицию Европейского союза. Мы также поддерживаем усилия UNODC и Комиссии ООН по наркотическим веществам в сфере контроля за оборотом наркотиков на общемировом уровне.
Незаконный оборот наркотиков рассматривается моей страной как одна из основных угроз национальной и международной безопасности, стимулирующей рост преступности, насилия и коррупции, подрывающей социально-экономическое развитие всех звеньев общества.
Я представляю как раз ту страну, которая на Европейском континенте наиболее пострадала от немедицинского употребления наркотиков, в частности, от инъекционного способа их употребления.
Уже более десяти лет эта проблема в Украине неразрывно связана с распространением ВИЧ-инфекции/СПИДа, поскольку 61% инфицированных – это потребители инъекционных наркотиков. Как следствие, по темпам распространения ВИЧ-инфекции Украина, к сожалению, продолжает удерживать сомнительное лидерство в Европе.
По данным официальной статистики по состоянию сейчас в Украине официально зарегистрировано более 142 тысячи случаев ВИЧ-инфекции, что на 15% выше показателей 2007 года. На диспансерном учете состоит 92 тысячи ВИЧ-инфицированных, в т.ч. более 10 тысяч больных СПИДом.
Количество наркозависимых на официальном диспансерном учете превышает 80 тысяч человек. В то же время по согласованным оценкам отечественных и международных экспертов количество потребителей инъекционных наркотиков в Украине составляет около 375 тысяч, а число ВИЧ-инфицированных – около 400 тыс. человек.
Украина осознает важность внедрения сбалансированной системы контроля за наркотиками, которая должна предусматривать как меры по снижению их предложения, так и профилактику наркомании, меры социального характера, в том числе в направлении снижения вреда от последствий употребления наркотиков, обеспечения доступа к наркотическим лекарственным препаратам для лечения хронических заболеваний в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.
Украина последовательна в своей позиции относительно необходимости смещения акцентов в правоохранительной деятельности путем снижения правового давления на наркозависимых людей и одновременным перенаправлением освободившихся ресурсов на противодействие организованной наркопреступности.
Мы убеждены, что силовые меры в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков не могут вступать в противоречие с принципами законности и необходимости соблюдения основных прав человека.
В 2008 году в Украине вступила в силу новая редакция Закона «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», который содержит ряд существенных позитивных изменений, которые отображают движение Украины к либерализации и адаптации наркозаконодательства к стандартам Европейского Союза.
И менно поэтому в 2008 году стратегия снижения вреда от последствий употребления наркотиков на законодательном уровне стала одним из основных направлений государственной наркополитики.
Украина признала эффективность мер в контексте снижения спроса, направленных на снижение уровня инфицирования потребителей инъекционных опиоидов, которые внедряются более чем в 70 странах мира, которые столкнулись с аналогичными проблемами.
Только в 2008 году в Украине профилактическими программами снижения вреда при поддержке Глобального Фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией удалось охватить 94,5 тыс. потребителей инъекционных наркотиков.
С марта 2008 года в стране началось широкомасштабное внедрение программ заместительной поддерживающей терапии с использованием метадона. Всего же на данный момент заместительную терапию получают около 3 тысяч наркозависимых в большинстве регионов Украины, более 50 % из них являются ВИЧ-инфицированными. Уже в этом году при поддержке Глобального Фонда количество пациентов заместительной терапии планируется увеличить до 6 тысяч.
19 февраля 2009 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины, которым утверждена общенациональная программа противодействия ВИЧ/СПИД на 2009-2013 годы. Данная программа среди прочего предусматривает обеспечение услугами заместительной терапии иреабилитации для 20 тысяч наркозависимых к 2013 году, в т.ч. финансирование программ из государственного бюджета.
Два дня назад Президент Украины подписал данный закон и уже до конца месяца он вступит в силу.
Убеждены, что проблема наркотиков требует согласованных мер на общемировом уровне, базирующихся на принципах общей и совместной ответственности и комплексном сбалансированном подходе.
Считаем, что реализация мер, направленных на совершенствование системы здравоохранения, углубление социально-экономической интеграции общества и обеспечение общественной безопасности, возможна только при условии стабильного развития государства, его интеграции в международные структуры экономического сотрудничества и безопасности.
Украина будет и в дальнейшем совершенствовать свои стратегии и подходы практической реализации наркополитики на основе наиболее эффективных и научно обоснованных додходов.
Благодарю за внимание !
=================================================================
Материалы сессии на русском языке можно скачать ЗДЕСЬ