Стремительный рост количества наркозависимых и ВИЧ-позитивных в Украине является результатом неэффективной репрессивной наркополитики государства, которая заключается в том, что правоохранительные органы вместо борьбы с наркобизнесом борются с наркоманией, как они это понимают. Наркоманией, как болезнью, конечно должна заниматься медицина… 13 апреля 2011 вступил в силу Указ Президента Украины № 457/2011, которым в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 106 Конституции Украины создана Государственная служба Украины по контролю за наркотиками (далее ГСКН Украина), как центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины… Так на какие позитивные изменения в украинской наркополитике мы можем рассчитывать?
Государство не желает признать, что логика тотального запрета еще нигде не срабатывала, ни одна война с наркотиками, которую осуществляли многие страны в течение нескольких веков, не была выиграна. Положительный пример Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии и других стран доказывает, что усилия, направленные на снижение вреда от незаконного оборота наркотиков, намного эффективнее, чем сама война с наркотиками. К такому выводу приводит анализ зарубежного законодательства и мер противодействия незаконному обороту наркотиков в странах Европейского союза.
Жизнью доказана эффективность противодействия распространению наркомании и сопутствующим негативным факторам путем внедрения программ снижения вреда, который наносит бесконтрольное употребление. Это обмен шприцев, программы заместительной терапии, реабилитация и т. д. Кроме того, в странах, где такие программы действуют, удалось спасти много жизней.
В Украине решения проблемы наркомании сводится преимущественно к изъятию наркотических веществ и погоне за статистическими показателями успеваемости, создания видимости эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Однако эта проблема требует комплексного подхода – изменений в отношении к наркозависимым, как к больным людям, реформ в деятельности силовых и медицинских ведомств. Только эффективная система профилактики распространения наркомании и социальной реабилитации людей, употреблявших наркотики, в сочетании с декриминализацией определенных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, может противостоять наркомании. Но чрезмерная криминализация наркомании в нашем обществе является характерным признаком бестолковой действующей государственной наркополитики.
В Украинской наркополитике присутствуют коррупция и лоббизм, благодаря которым все больше молодежи становится наркозависимой, уровень потребления молодежью как легальных, так и нелегальных наркотиков растет. То есть молодые люди пополняют ряды клиентов наркобизнеса.
Со стороны государства отсутствует надлежащая помощь наркозависимым, как и отсутствуют эффективные меры направленные на распространение среди населения вообще и молодежи в частности объективной информации о наркотических веществах, опасностях и рисках, связанных с ними.
Существующая концепция борьбы с незаконным оборотом наркотиков направлена ??на их потребителей, число которых остается примерно постоянным, что приносит стабильные прибыли наркоторговцам.
Весь мировой опыт многолетней борьбы с наркотиками показал, что эффективность ее близка к нулю, корреляция между суровостью преследования и спросом на нелегальные наркотики минимальна. Так чрезвычайно высокий уровень потребления наркотических веществ сохраняется в США, где антинаркотическое законодательство одно из самых суровых в мире. В то же время Голландия, которая славится своей либеральной наркополитикой, имеет низкий уровень наркомании посредством высокой информированности населения о вреде.
Есть давно известное, обязательное и простое экономическое правило: запрет продукта, на который есть спрос, обязательно приводит к возникновению “черного рынка” данного продукта. В случае наркотиков следствием запрета становится криминализация их обращения.
Следствием чрезмерной криминализации наркомании является отсутствие достоверных данных о фактической численности наркозависимых, ВИЧ-позитивных в Украине, фактических объемов наркооборота и т. д. Официальная медицинская и милицейская статистика далека от реальной. В результате реальная картина оборота и потребления запрещенных веществ неизвестна никому, включая органы, которые должны ее контролировать. Такое положение вещей представляет национальную опасность для государства.
На сегодня в Украине 80% уголовных дел, связанных с наркотиками, возбуждаются по ст. 309 ч. 1 УК, которая фактически признает уголовное наказание за индивидуальное потребление психоактивных веществ. Благодаря существующей наркополитике огромное количество граждан содержатся в местах лишения свободы за преступление который не наносит обществу реальный ущерб.
Система борьбы с наркотиками в Украине очень дорогая, но она не действует, нуждается в срочном реформировании, в результате которого налоги должны направляться не на финансирование наркокоррупции и системы вымогательства, которые процветают под видом “борьбы с наркопреступностью” в МВД, а на лечение наркозависимых и пропаганду здорового образа жизни.
Так на какие позитивные изменения в украинской наркополитике мы можем рассчитывать?
13 апреля 2011 вступил в силу Указ Президента Украины № 457/2011, которым в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 106 Конституции Украины создана Государственная служба Украины по контролю за наркотиками (далее ГСКН Украина), как центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Согласно Указу ГСКН Украина является правопреемником двух ведомств – Государственного комитета Украины по вопросам контроля за наркотиками и Государственной службы Украины по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками в части оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения и производстве лекарственных средств и лицензирования хозяйственной деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения и производстве лекарственных средств. Сосредоточение в одном ведомстве функций относительно всех аспектов наркополитики государства с точки зрения возможности оперативного реагирования на ее негативы – является, безусловно, фактором положительным.
Указом утверждено Положение о ГСКН Украине, согласно которому новосозданный орган является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в сфере формирования и обеспечения реализации государственной политики по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, а также координации деятельности органов исполнительной власти по этим вопросам. Другими словами – это главный орган, на который возложено формирование и обеспечение наркополитики государства.
Положением определены основные задачи ГСКН Украине:
– Формирование и обеспечение реализации государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обращению в пределах предоставленных полномочий;
– Осуществление государственного регулирования и контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и мер по противодействию их незаконному обороту в пределах предоставленных полномочий;
– Координация деятельности органов исполнительной власти в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту в пределах предоставленных полномочий;
– Обеспечение в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту, а также представление интересов Украины в указанной сфере в международных организациях.
В соответствии с возложенными задачами Положением определены также функции, полномочия и права новосозданного органа.
Вообще изложенная редакция Положения создает впечатление, что власть Украины настроена на позитивные изменения действующей наркополитики государства, направленные на противодействие распространению наркомании и сопутствующих негативных факторов.
Положением предусмотрен ряд функций ГСКН Украины, которые могли бы способствовать улучшению наркоситуации в государстве путем прогнозирования ее развития, взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью, сотрудничества с неправительственными организациями иностранных государств и международными организациями. Реализация норм Положения на первый взгляд открывает возможности улучшения действующей наркополитики, в частности путем декриминализации действий, связанных с личным потреблением наркотиков, и создание неблагоприятных условий для наркобизнеса.
Создается впечатление, что действительно Указ Президента является актуальным и воплощает большие надежды на улучшение состояния дел с незаконным оборотом наркотиков, профилактике ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов и других опасных инфекционных заболеваний.
Но в ходе ознакомления с содержанием Указа вполне понятен факт очередного введения в заблуждение относительно перспектив эффективности работы ГСКН Украине. По смыслу пункта 3 Указа – Кабинету Министров Украины поручено подать проект закона Украины о ГСКН Украины, которым вновь созданному органу, кроме формирования и обеспечения реализации государственной политики по вопросам оборота наркотических средств, противодействия их незаконному обороту и координации деятельности органов, осуществляющих такое противодействие, предусмотрены следующие неприсущие такому органу задачи:
– Проведение в соответствии с законодательством Украины оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления признаков преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, легализации (отмывания) доходов, полученных от преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом, и лиц, совершивших такие преступления;
– Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие, дознание и досудебное следствие по делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, легализации (отмывания) доходов, полученных от преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
– Ведение дел об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Эта норма Указа заранее делает невозможной реализацию Положения, утвержденного этим же Указом, противоречит действующему законодательству, приводит к несоответствию задач, определенных этой нормой, основному назначению центрального органа исполнительной власти, на который возложено формирование и обеспечение наркополитики государства, его функциям, полномочиям и правам, определенным Положением.
В случае закрепления на законодательном уровне за ГСКН Украины вышеуказанных задач, новообразованный орган должен трансформироваться еще в правоохранительный. То есть, он должен формировать и обеспечивать реализацию наркополитики и одновременно быть субъектом оперативно-розыскной деятельности, органом дознания и следствия. Такая совокупность полномочий при условии оценки деятельности по статистическим показателям неминуемо приведет к системным злоупотреблений и нарушений прав человека.
Кроме того, возложение таких задач на новосозданный орган будет противоречить действующему законодательству по следующим соображениям:
Согласно Указу Президента ГСКН Украины является правопреемником Государственного комитета Украины по вопросам контроля за наркотиками и Государственной службы Украины по лекарственным препаратам и контроля за наркотиками, а указанные службы не отнесены к субъектам оперативно-розыскной деятельности согласно ст. 5 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Этой же нормой указанного Закона запрещено проведение оперативно-розыскной деятельности субъектами, не предусмотренными настоящим Законом.
Согласно статье 3 Закона Украины «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими» органы исполнительной власти, уполномоченные законом на осуществление контроля в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и решение задач в области противодействия их незаконному обороту, в случае выявления нарушений порядка этого обращения применяют в пределах своей компетенции соответствующие меры по устранению таких нарушений, и в случае наличия в действиях лиц признаков административного правонарушения или преступления обязаны направляют информацию или подают материалы в соответствующие правоохранительные органы, ведущие борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Обязанность по выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, согласно статье 23 Уголовно-процессуального кодекса Украины возложена на органы дознания, следователя, прокурора при производстве дознания, досудебного следствия и судебного рассмотрения уголовного дела. В статье 101 УПК Украины дан исчерпывающий перечень субъектов, которые определены как органы дознания. Государственный комитет Украины по вопросам контроля за наркотиками и Государственная служба Украины по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками, правопреемником которых является ГСКН Украины, в перечень этих субъектов не входят. А статьей 102 УПК Украины к органам досудебного следствия отнесены лишь прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи налоговой милиции и следователи органов службы безопасности.
Итак, чтобы ГСКН Украины выполняла задачи, предписанные пунктом 3 Указа Президента, необходимо предусмотреть внесение изменений в ряд законодательных актов.
Впрочем, указанные противоречия могут быть устранены внесением изменений в действующее законодательство, в результате чего трансформирует ГСКН Украины в правоохранительный орган, нивелирует его сущность, предусмотренную Положением, утвержденным Указом Президента, минимизирует перспективу улучшения наркополитической ситуации в государстве, в частности путем декриминализации действий, связанных с личным употреблением наркотиков, и созданию неблагоприятных условий для наркобизнеса.
Подводя итоги, стоит отметить, что несостоятельность государства осуществить качественное нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в сфере оборота наркотиков, профилактике распространения наркомании свидетельствует о том, что улучшение наркополитичнои ситуации в государстве наступит не в ближайшее время.
Авторы: Толопило А.П., Швец С.П.
Перевод с украинского: Vantala